Страницы: 1 2 3

Грузоподъемные машины

Положения, общие для всех грузоподъемных машин и механизмов, касаются укладки груза, наблюдения, перемещения, раскачивания и данных о предельных нагрузках.

Укладка груза. Материалы, выступающие за пределы платформы или подобного устройства, на котором их перемещают, должны быть закреплены канатом, цепью или подвесным такелажем, если существует опасность нарушения их равновесия.

При необходимости и, в частности, при высокой опасности столкновения крупногабаритные материалы транспортируют с использованием дистанционного управления. Помимо этого, для предотвращения самопроизвольного смещения их надежно закрепляют. Малогабаритные материалы перемещают только с помощью устройств, надежно препятствующих их падению, таких, как платформы и поддоны.

Наблюдение и перемещение груза. Запрещается поднимать груз, превышающий максимально допустимый, и проносить груз над людьми. Эти два требования вытекают просто из здравого смысла, но опыт подсказывает необходимость следить за скрупулезным их выполнением. Когда грузоподъемным механизмом управляют не с земли, постоянную связь между машинистом и рабочими, над которыми может зависать груз, должен обеспечивать сигнальщик. Рабочим запрещается находиться на грузе и цепляться за крюки строп. Если на пути движения груза находится проход, необходимо принять меры для предотвращения несчастного случая в результате его падения.

Раскачивание груза. Не допускается раскачивание груза для опускания его на грузоприемную площадку кроме крайней необходимости. В этом случае перемещение груза проводят под наблюдением инженерно-технического работника, приняв все необходимые меры безопасности. В случае косого натяжения не допускать раскачивания груза. Категорически запрещается персоналу прикладывать усилия непосредственно на груз.

Указание предельных нагрузок. Максимальная рабочая нагрузка определяется как максимальная допустимая масса, которую допускается перемещать грузоподъемной машиной. Надпись с обозначением максимальной нагрузки должна быть хорошо видна на машине. То же касается цепей, тросов, канатов, строп, траверсов и подвесных захватов; указанная грузоподъемность выражает максимальную нагрузку, выдерживаемую каждым из этих грузозахватных приспособлений.

Строительные краны. Чаще других на строительных площадках используют башенные краны, стационарные или работающие по рельсовым путям, и краны с подъемной стрелой, самоходные или установленные на передвижном средстве.

При любом типе крана устройства безопасности должны:
исключать возможность падения груза в нормальных рабочих условиях или при отключении электричества;
ограничивать скорость опускания груза, не допуская перегрузок;
в любых условиях обеспечивать устойчивость машины;
предотвращать любую перегрузку, ведущую к повреждению какой-либо части машины или к нарушению устойчивости; 23
обеспечивать его остановку при различных перемещениях, не допуская разрушительных ударов и разрывов кабеля.

Башенные краны. Кроме перечисленных условий безопасной эксплуатации строительных кранов необходимо учитывать:
условия проведения технического освидетельствования грузоподъемных машин и механизмов, кроме лифтов и подъемников;
рекомендации персоналу и пользователям строительных башенных кранов и памятку с инструкциями, которые обязан составлять руководитель предприятия после консультаций с комитетом по гигиене и безопасности труда предприятия или, если такового нет, с делегатами от персонала;
применение французских стандартов (ФС) Е52-081 и Е52-082 и правила расчета и общие правила по технике безопасности, применяемые ко всем башенным кранам с механической тягой как к разборным, так и к съемным и телескопическим.

Основными элементами безопасности являются правильное выполнение подкранового пути и балластного слоя, а также анкеровка машин, от которой зависит устойчивость при ветровой нагрузке.