Доставка и складирование кирпича и керамических камней

Транспортирование и складирование материалов (кирпича, цемента, извести), изделий (сборных железобетонных перемычек, плит перекрытий) и полуфабрикатов (раствора, бетона) являются основными сопутствующими процессами при возведении фундаментов, стен, столбов, арок и других конструкций зданий и сооружений.

Транспортные потоки на строительной площадке можно подразделить на:
вертикальные — для подъема материалов и изделий к местам их укладки с помощью кранов, подъемников и других механизмов;
горизонтальные — от места изготовления или хранения материалов до складов и к рабочим местам каменщиков (внешние и внутрипостроечные);
совмещенные, при которых одним механизмом осуществляют подъем и перемещение груза в горизонтальном направлении.

Доставка на строительную площадку кирпича и стеновых камней является одним из важнейших технологических процессов. Применение пакетного способа доставки кирпича и камней уменьшает трудозатраты и трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, ликвидирует потери материалов, снижает себестоимость транспортирования и производственный травматизм.

Прогрессивный метод доставки кирпича и камней основывается на комплексной механизации всех технологических и грузовых операций, начиная от выставки пакетов из печей и запарочных камер и кончая подъемом их на подмости к рабочим местам каменщиков, а с введением в строй новых заводов по производству керамического кирпича, обжигаемого в тоннельных печах, создаются предпосылки для комплексно-механизированных систем пакетной доставки кирпича, включая процессы автоматизации, штабелирования и упаковки транспортных пакетов. В этом случае безопасность труда при доставке комплексного безопасного специализированного потока каменных работ. При этом обеспечивается сохранность материалов и максимальное использование грузоподъемности подвижного состава.

схемы укладки кирпича на поддонах
Рис. 1. Схемы укладки керамического кирпича и камней на поддонах по ГОСТ 18343—80
а—б; д — укладка одинарного, утолщенного и модульного кирпича, «в елку» на поддонах типа ПОД-0,75; в — укладка одинарного кирпича «в елку» на поддоне типа ПКДМ-0,75; г, ж — укладка одинарного кирпича и керамических камней с перекрестной перевязкой на плашок в прямоугольные пакеты на поддоне типа ПКДМ-0,75; е — комбинированная укладка керамических камней на поддон ПОД-0,75 «в елку»; з — укладка одинарного кирпича «в елку» на поддон ПОД-0,9

Для обеспечения безопасной технологии доставки керамических камней и кирпича необходимо укладку кирпича осуществлять с перекрестной перевязкой и производить обвязку пакетов. Масса одного пакета должна быть не более 850 кг. Формирование транспортных пакетов необходимо производить с применением стандартных поддонов (рис. 1). При перевозке кирпича и керамических камней на поддонах «в елку» необходимо подкладывать брусок сечением 50x50 мм. На строительной площадке пакеты рекомендуется складывать одноленточными штабелями с расстоянием между ними 0,5 м. При стесненных условиях допускается установка пакетов в два яруса, но при этом расстояние между штабелями должно быть увеличено до 0,8 м. Приспособления для доставки керамического кирпича и камней на поддонах приведены на рис. 2, 3.

подхваты
Рис. 2. Подхваты
а - грейферный: 1 — рама; 2 — рычаг; 3 — цепная вспомогательная подвеска; 4 — петля для подвески; 5 цепная основная подвеска; 6 — перекидное фиксирующее устройство; б — футляр; 1— подхваты боковые; 2 — перекидное устройство; 3, 4 — строповочные петли: 5 — ограждающие стенки

футляр разъемный
Рис. 3. Футляр разъемный 1 — боковая створка; 2 — торцовая створка; 3 — замок

При доставке кирпича (камней) пакетами размером 750 X Х1250 мм и массой до 1750 кг допускается их перевозка автомобильными средствами с применением специального комплекта приспособлений, обеспечивающих безопасную установку пакетов в кузов, их выгрузку и транспортирование.

Несколько иные требования предъявляются к перевозке силикатного кирпича. В целях безопасности рекомендуется применять многооборотные средства пакетирования, конструкции которых обеспечивают затяжку пакетов при подъеме. При использовании специализированных автомобилей для доставки кирпича на строительную площадку, средства пакетирования размещают попарно одноленточными штабелями. Расстояние между каждой парой должно быть не менее 0,3 м, а расстояние между штабелями —0,7 м.

Разгрузка пакетов силикатного кирпича производится с соблюдением следующей безопасной технологии. Прибывшие пакеты перед выгрузкой следует разделить по вертикали на две части (два полупакета) краном или каким-либо другим устройством на расстояние 30 см, открыть замковые запоры и откинуть гибкие пояса. С применением специализированного захвата при разгрузке пакетов силикатного кирпича производится подъем только каждого полупакета, при этом средства пакетирования остаются в кузове автомобиля. Для пакетной доставки силикатного кирпича необходим комплект приспособлений. Схемы этих приспособлений представлены на рис. 4.

поддон с гибкими поясами
Рис. 4. Средство пакетирования (многооборотный поддон с гибкими поясами)
а — конструкции ЦНИИОМТП — НИИЖБ; 1 — поддон; 2— обвязка (троссовая или ленточная); 3 — рамка; 4 — петля; 5 — рейка; 6 — фиксатор; б — конструкции ПО «Калининстройматериалы»: 1 поддон; 2 — упор; 3 — рычаг; 4 — рамка; 5 — трос; 6— обвязка ленточная; 7 — барабан

Кроме приведенных выше безопасных технологических приемов при погрузочно-разгрузочных работах необходимо соблюдать правила техники безопасности. Например, подъем пакетов к рабочим местам каменщиков допускается только грузозахватными устройствами, имеющими ограждения. Выгружать и поднимать пакеты на строящееся здание стропами запрещается.

Перед подъемом пакетов специальными захватами стропальщик или каменщик низшего разряда должен произвести их внешний осмотр и поправить или убрать неустойчиво лежащие кирпичи. При подъеме пакетов без поддонов самозатягивающими захватами необходимо убедиться в том, что при подъеме будет исключена возможность выпадения кирпичей. Челюсти предохранительного устройства должны быть сомкнуты, иначе захват с пакетом следует опустить на площадку и прекратить работу до устранения неисправности.