Подъем элементов

Башенные краны, передвигающиеся по наземному рельсовому пути, используются для подъема крупноразмерных сборных элементов; они перемещаются по точно горизонтальному и прочному пути, уложенному на железобетонные балки и Н-образные прокатные профили, с установленными на его концах тупиковыми упорами с буферами, перед которыми, по возможности, устанавливают концевые выключатели.

Запрещается складирование, даже временное, панелей на подкрановых путях, на них не должны находиться никакие препятствия.

Недооценка массы элемента, незнание скорости ветра, неисправность ограничителя скорости вращения могут стать причиной тяжелых несчастных случаев в результате перемещения на конце стрелы элемента, имеющего слишком большую массу по отношению к заданному вылету крюка. Панели и грузозахватные приспособления должны иметь отчетливую маркировку массы. Следует применять краны мощности, достаточной для перемещения, на конечном участке стрелы, панелей наибольшей массы, так как эффективность устройств, ограничивающих передвижение каретки стрелы, недостаточна.

Поскольку влияние ветровой нагрузки имеет существенное значение, необходимо всегда знать скорость ветра, используя анемометр или связь с соседним метеоцентром. Надо остановить работы как только скорость ветра достигает критической.

Стандарт ФС Е5 2-081 ограничивает максимально допустимую скорость ветра при работающем кране 72 км/ч, т. е. 20 м/с.

В карточке по безопасности труда Д303 ПОПНСАСОР 1 содержится более строгая норма, требующая прекратить перемещение элементов как только скорость ветра становится опасной, во всяком случае, прежде чем она достигнет пиковых 60 км/ч.

Управлять краном надо плавно, так как его устойчивость может быть нарушена динамическими последствиями резкого торможения и подъема. Это может привести к повышенным нагрузкам, которые станут причиной разрывов элементов крана или грузозахватного приспособления, что может иметь самые тяжелые последствия. Пути передвижения самоходных колесных и гусеничных кранов должны быть тщательно спланированы и достаточно прочны, чтобы выдержать, помимо нагрузок, передаваемых колесами и гусеницами, концентрированную нагрузку выносных опор.

Машинист крана должен видеть операции по перемещению грузов. При монтаже, в исключительных случаях, вне поля зрения крановщика, работы должны проводиться с участием сигнальщика, находящегося в удобном для видимости крановщика месте (рис. 3). Существует свод правил подачи условных сигналов, используемых при перемещении грузов (стандарт ФС Е52401), применение которого позволяет избежать большого числа несчастных случаев, причиной которых является неправильное понимание условных сигналов. При отсутствии достаточной видимости между машинистом и сигнальщиком рекомендуется использовать теле- или радиосвязь.

Грузозахватные приспособления. Настоятельно рекомендуется применение траверс, так как это позволяет строго вертикальное по отношению к петлям подвешивание панелей и исключает растягивающие усилия, направленные наклонно. Применение обычных строп небезопасно при подъеме некоторых сборных элементов, таких, как легкие плиты.

Конструкция грузоподъемных крюков должна исключать самопроизвольное отцепление панелей. Не допускается применение плоских крюков с подвижными краями, так как они могут повредить петли и стропы. Стропы с замкнутыми петлями и нарезными концами используются вместе с втулками и со стержнями с нарезкой, заделанными в бетонные панели. Они должны быть снабжены наконечниками, чтобы исключить деформацию в результате слишком малого радиуса кривизны и предотвратить быстрый износ троса.


Рис.4. Извлечение сборного элемента из формы

Подъем и отцепление панели. Как правило, подъем груза производят после того, как его предварительно приподняли (рис. 4). Перед подъемом панели необходимо проверить, демонтированы ли приспособления, прикрепляющие ее к опорам. Панель отцепляют только после надежного закрепления в установке складирования или на транспортном средстве. При работе подъемного механизма вхолостую не допускается крепление строп и крюков к монтажным петлям, неровностям и выступающим частям панелей.

1. Профессиональная организация по предупреждению несчастных случаев и аварий в строительстве и на общественных работах.