Проходка

В общественных работах прерывистая проходка тоннелей выполняется последовательными участками, называемыми пролетами, в ходе процесса, включающего бурение в забое шпуров при помощи пневматических бурильных молотков, затем применение взрывчатки, взрывание которой обеспечивается всегда электродетонаторами.

Этот способ проходки вызывает образование пыли, часто силикогенной, и пробки, состоящей из газового слоя, образующегося в результате взрывов. Эти вредные явления устраняют, применяя обычные средства: буры с промывкой водопроводной водой, принудительную вентиляцию достаточной мощности с использованием, как правило, подачи воздуха при образовании пробки и с последующим отсосом.

Эти меры оказались эффективными, так как силикоз, остававшийся долгое время врагом шахтеров, занятых в общественных работах, сегодня, похоже, побежден.

Применение взрывчатых веществ содержит многочисленные опасности, заключающиеся в неустойчивости веществ, из которых они состоят, в их чувствительности к ударам и теплоте, в скорости, с какой они увеличивают свой объем при взрывании. Поэтому, в соответствии с действующим законодательством, должны выполняться тщательно и точно защитные мероприятия при их складировании, транспортировке по тоннелю и применению в забое.

Применение взрывчатки в тоннеле ставит, в частности, проблему предупреждения преждевременных взрывов, вызываемых молнией в результате электростатических и электродинамических явлений. Средства защиты от этого вида опасности включают: получение регулярно информации о состоянии атмосферы; обеспечение телефонной 66
связи между забоем и поверхностью, в забое должен быть установлен герметически закрытый телефонный аппарат, подсоединенный к хорошо изолированной линии; применение антистатических электродетонаторов низкой чувствительности.

Эффективность этих средств была подтверждена во Франции и во многих других странах.

Первоначально применяемые в шахтах методы непрерывной проходки подземных коммуникаций были распространены затем на крупные строительные объекты общественных работ. Они заключаются в использовании мощных машин с фрезерными или бурильными головками: «тоннельные машины» отбивают породу одновременно по всей поверхности забоя, а машины с гидравлическими манипуляторами выполняют точечную отбивку породы.

Эта современная техника существенно ускоряет проходку. Она улучшает безопасность труда, ликвидируя необходимость применения взрывчатых веществ и связанные с ними опасности, а также благодаря ей сокращается время пребывания рабочих в наиболее опасных зонах тоннелей.

В случае непрерывной проходки необходимость в принудительной вентиляции сохраняется, так как этот способ уменьшает, по сравнению с непрерывным бурением, запыленность в забое, хотя полностью он ее не ликвидирует.

Помимо этого, персонал должен быть защищен от некоторых опасностей, связанных с применением проходческих машин, отбивающих породу по всему забою. Поскольку эти машины управляются лазерным лучом, то длительное облучение даже при слабой мощности луча, может привести к нарушению зрения. Так как постоянно носить очки в тоннеле затруднительно, наиболее эффективно ограничить доступ в зону действия луча, выставив заграждения.

Скорость продвижения проходческих машин требует, чтобы питание их от трансформатора при среднем напряжении обеспечивалось по гибкому кабелю, который должен соответствовать условиям работ под землей и после укладки должен быть защищен от ударов.

Наконец, поскольку замена деталей машин, некоторые из которых весят 80 кг, производится на тесном участке, эта операция должна быть изучена компетентным работником с тем, чтобы персонал подвергался при ее выполнении минимальному риску. Впрочем конструкторы могут помочь решить эту проблему удовлетворительным образом, когда разрабатывают свое оборудование.

Отметим, что проходческие машины, первоначально используемые для скальных грунтов, сегодня применяют и для рыхлых пород, которые удерживаются в забое при помощи бентонита.