Снос зданий
Искусство строить включает много видов опасности, но их, как правило, можно предвидеть, если организация работ рациональна и администрация и рабочие осознают важность техники безопасности.
Сложнее дело обстоит с прогнозированием при сносе зданий, делается это ручным или механическим способом, так как если чертежи нового здания позволяют ознакомиться со всеми его элементами, то структура старых строений и архитектурных ансамблей вызывает сильную долю сомнений, особенно их поведение при сносе.
Из этих соображений видны трудности работ по сносу зданий и значение мероприятий по технике безопасности, которых они требуют. Цель этих мероприятий — безопасность не только работающих, но также, как это показали некоторые несчастные случаи, безопасность пешеходов и автомобилистов.
Компетентность организаций и их персонала. Профессиональная компетентность субподрядных организаций и их персонала, которым поручено выполнение работ по сносу зданий, имеет первостепенное значение. Поэтому необходимо строго выполнять следующие требования, предусмотренные в статьях 88 и 89 Декрета от 8 января 1965 г.:
запрещается поручать работы по сносу и демонтированию некомпетентным лицам при наличии повышенной опасности для них самих или других работающих на строительной площадке;
при выполнении работ десятью рабочими наблюдение за их проведением осуществляет бригадир;
на десять рабочих должен приходиться минимум один бригадир. При необходимости одновременной работы нескольких бригад их бригадиры должны подчиняться единому начальнику;
слом объектов из армированного бетона и предварительно напряженных материалов, а также объектов, удерживаемых металлическим каркасом, производят только под руководством лиц, имеющих опыт проведения подобных работ.
Защитные мероприятия. Многочисленные и разнообразные мероприятия, предусмотренные статьями 100-105 Декрета от 8 января 1965 г., заключаются в следующем:
приступать к сносу объекта только после определения прочности и устойчивости каждой из его частей, в частности, полов;
используя любые подходящие средства, такие, как стойки, предохранять пешеходов и автомобилистов от обвала, когда, в результате сноса частей объекта, возможно нарушение равновесия несломанных частей соседних зданий;
принимать все меры для предотвращения падения на тротуары и проезжую часть стен или других элементов зданий, разрушаемых толчками или ударами, наносимыми, например, при раскачивании металлического молота, прикрепленного канатом к крану;
приступать к сносу стен только после демонтажа всех деревянных и металлических, незакрепленных деталей, а если и закрепленных, то образующих выступ более двух метров;
не допускать слома крупных участков стены толканием в случае неустойчивых конструкций или состоящих из слабо связанных между собой материалов;
ограничивать длину и особенно высоту стен, предназначенных к слому тягой с использованием тросов, такелажных приспособлений и подобных устройств, закрепленных на строительных машинах;
только под наблюдением руководителя организации или его заместителя можно приступать к разрушению частей здания, обладающих определенной упругостью и находящихся под внутренним напряжением, так как в результате излома или резкого высвобождения эти части могут пружинить или если их снос может существенно нарушить устойчивость всего здания или какой-либо его части;
при сносе зданий использовать краны только в качестве подъемных механизмов;
подкапывать объект с применением механизма только при полном отсутствии опасности для работающих;
устанавливать защитные ограждения кабин на тракторах-толкачах;
размещать рабочих на разных уровнях только при обеспечении безопасности работающих на нижних уровнях;
использовать людей при работах по слому на высоте более 6 м только при наличии рабочего пола, где бы они могли находиться. Если такой пол расположен с краю, то он должен иметь поручни и защитную бортовую доску. Если высота работ по слому не превышает 6 м над поверхностью земли, установка рабочего пола необязательна при условии квалификации рабочих, которые не поднимаются на стены толщиной менее 35 см;
рабочие, занятые в работах по слому зданий, должны пользоваться защитной каской.
Специальные методы слома. При разрушении каменной кладки, бетона, железобетона или предварительно напряженного бетона работа происходит в условиях шума, пыли, которая может быть силикагенной, рабочие травмируют руки. Существует несколько способов предотвращения или смягчения этих вредных явлений. Вот три примера (рис. 2).

Рис.2. Способы разрушения: а — трещинообразование и смещение при помощи расширения; б — термическая резка кислородным копьем: 1 — бачок для первоначального нагрева; 2 — копье; 3 — баллоны с кислородом
Трещинообразование и разъединение путем расширения. После бурения шпуров в каменной кладке или в бетоне в них устанавливают устройство в форме усеченного цилиндра, имеющего одну плоскую поверхность в плоскости, параллельной его оси. На этой поверхности выполнены небольшие поршни, совершающие возвратно-поступательные движения по направлению наружу, под действием масляного насоса. Этой операцией образуют трещины и разъединяют подлежащий разрушению материал.
Механическая резка. Этот способ заключается в бурении в бетоне или в железобетоне, в зависимости от требуемого контура, серии касательных шпуров, которое выполняют перфоратором, снабженным алмазной коронкой диаметром 100-200 мм.
Термическая резка методом кислородного копья. По стальной трубке длиной 4 м и с внутренним диаметром 17 мм, уплотненной проволокой и установленной перпендикулярно к разрезаемой поверхности (сталь, бетон или железобетон), под давлением подают кислород, предварительно раскалив конец трубки. Горение железа сопровождается сильным выделением тепла, превышающим температуру 3500°С и создающим жидкую, как лава, окалину. Этот метод имеет широкое применение: выполнение каналов и шахт под кабели, трубы, лифты; резка балок, стоек, стен, сборных элементов, плит, изделий из бетона; разрушение сплошной каменной кладки и оборонительных бетонных сооружений; выполнение отверстий в плитах и температурных швов; сверление монолитных стен, плит и стен большой толщины с плотным расположением арматуры.