Небольшой экскурс в историю

Страницы: 1 2 3 4

Скифские литейщики изготовляли вначале восково-глиняную модель частей металлической формы наконечников стрел (таких частей было не менее четырех), заформовывали их и получали отливки — будущие части металлических форм. Обрабатывали их (шлифовали вручную нужные поверхности), подгоняли, собирали и собранные формы заливали жидким металлом (бронзой), получая готовые отливки — наконечники стрел. Согласитесь, что весь этот процесс литья наконечников стрел требовал не только технических находок, но и высокого искусства формообразования.

Когда в России появились литые артиллерийские орудия, потребовалось огромное число ядер точных размеров и массы. Существовавшие в то время способы литья чугунных ядер уже не могли удовлетворять возросшим требованиям. И в XVI в. появился в России самобытный процесс формообразования чугунных ядер — литье в металлические формы (кокили). Такие формы использовались многократно, литье в них осуществлялось быстро, а литые ядра получались одинаковых размеров и массы.

Особенно высокого уровня достигло искусство формообразования скульптур и других художественных произведений в Древней Греции. Греки настолько увлекались искусством формообразования отливок, что даже изделия повседневного употребления самого простого назначения они отливали как художественные произведения. Но особенно им удавались скульптурные портреты.

Высокий уровень искусства формообразования отливок был достигнут в Киевской Руси, о чем свидетельствуют многие археологические находки. В период создания Киевской Руси литейщики умело отливали зеркала, пищеварные котлы, ювелирные изделия, а затем и колокола. Русское искусство формообразования отливок IX—X вв. было в определенной степени самобытным.

Вершина древнего русского литейного мастерства несомненно была достигнута «литцами» колоколов и пушек. Во многих странах литые колокола и пушки появились раньше, чем в России, но ни в одной стране искусство их формообразования не было столь высоким и необыкновенным, как в России. Литейщики издавна изыскивали особые замысловатые приемы, изготовляли отливки в отливке (например, колокольчики Луристана, рукоятки мечей древней Грузии и т. п.), но всегда они полагались на высокое мастерство, на совершенное владение искусством формообразования. Этим, и только этим, можно объяснить, почему русские мастера брались за самые сложные, не имевшие примера в мировой практике, задания по изготовлению отливок ответственного назначения.

Известен такой интересный случай, неоднократно описывавшийся в литературе. При царе Алексее Михайловиче потребовался колокол невиданных размеров, массой около 130 т. Обратились к австрийским литейщикам, имевшим уже большой опыт изготовления колоколов. Они попросили на это пять лет сроку и поставили другие невыполнимые условия, так как не были готовы к решению огромной технической задачи. Отлить этот колокол-гигант за один год предложил малоизвестный мастер Емельян Данилов, убеждавший царя, что «колокольное дело ему в обычай». И Данилов сдержал слово, так как искусство литья колоколов в России (и особенно в Москве) было самое высокое в мире. А другой мастер в свои 20 лет отлил уникальный колокол. Это был Александр Григорьев — ставший знаменитым литцом России. За этим колоколом еще были подлинные чудеса — Царь-колокол (205 т) мастеров Мото-рлных, знаменитая Царь-пушка мастера Андрея Чохова и др.

Большой успех пришел к литейщикам, когда они начали широко использовать обычные песчано-глинистые формы. Справедливости ради следует сказать, что об этом материале для форм литейщики не забывают со дня рождения искусства формообразования и до наших дней. Если сейчас трудно сказать, где впервые применили современные песчано-глинистые формы, наверняка можно сказать, что условия для этого существовали во все периоды развития техники литья. Используя каменные формы, формовщики применяли песчано-глинистые смеси для устройства литниковых чаш или для скрепления половинок формы (в виде глиняных кожухов). Литье по выплавляемым моделям также предполагало использование глиняных форм. Интересный и сложный способ формовки с помощью шаблонов также основывался на использовании песчано-глинистых смесей. Развитием этого способа является формообразование фрезерованием по копиру (рис. 8).

схема формовки с помощью фрезы
Рис. 8. Схема формовки с помощью фрезы:
1 — форма; 2 — ножи фрезы; 3 — фреза; 4 — литейная полость