Небольшой экскурс в историю

Страницы: 1 2 3 4

История литейного производства — это прежде всего история техники и искусства формообразования отливок. Рождение любой фасонной отливки и есть результат ее формообразования.

Первые металлурги могли осуществить процесс формообразования металлических изделий и не расплавляя металла. Так ковали древние золото и самородную медь, но эти изделия не были отливками.

Как только человек получил первый металлический расплав (а это произошло более 5000 лет тому назад), он сотворил «таинство» рождения отливок, вылил его в земляную выемку, в каменную «посудину» или охладив его в плавильном тигле, где застывший металл принял конфигурацию этих полостей. Возможно, первые шаги формообразования отливок мастер совершил случайно, не готовя для этого специальной формы. Но
единожды обратив внимание на то, что застывший металл повторяет контуры сосуда или выемки в песке, куда он был залит, человек стал их делать нарочно, нужного ему вида.

Так начиналось разумное формообразование отливок. И где бы ни возникло самобытное ремесло литья, рождение искусства формообразования отливок было, по-видимому, везде аналогичным. Первые, случайные и простейшие, формы были глиняные или песчано-глиняные: эти материалы были под рукой у мастера. Такие формы (простейшего вида) находят археологи. Они выполнялись без моделей, в виде углублений, выполненных руками или с применением нехитрых приспособлений. Изготовление таким способом более сложной отливки требовало уже искусного формообразования.

Кто и где открыл способ литья? Где впервые зародилось искусство формообразования отливок? На первый вопрос можно ответить более-менее определенно: техника литья открывалась неоднократно, открывалась самобытно, в разное время в разных частях нашей планеты. Это свидетельствует о том, что при использовании металлов деятельность человека не может обойти способ литья.

Для зарождения искусства формообразования отливок необходимы были те же условия, что и для зарождения других ремесел, плюс наличие металлов (или их руд). Так как 10—12 тысяч лет назад наиболее благоприятные условия для деятельности человека (например, средняя годовая температура 15—25°С) существовали на Тигре, Евфрате, Ниле, Инде и в районах, к ним примыкающих, там люди впервые и поселились, положив начало современной цивилизации. Там же, как утверждают археологи, более 5 тысяч лет назад и возникло впервые искусство формообразования отливок — одно из замечательных деяний литейщиков на протяжении всех времен.

По другим же данным, литейное ремесло могли впервые освоить и кочующие племена: передвигаясь на большие расстояния, они имели большую возможность встретить руды или самородные металлы и научиться их плавить. Некоторые западные историки считают, что искусство литья раньше всего возникло в Закавказье и лишь позже оно занесено оттуда на Ближний Восток переселившимися племенами. Для установления подлинной исторической истины об истоках искусства формообразования отливок специалистам разных отраслей науки придется еще много потрудиться.

Сейчас мы достоверно знаем, что литье в Средней и Восточной Европе появилось почти на 1000 лет позже, чем на Ближнем Востоке, то есть около 4000—4500 лет назад.

Искусство формообразования отливок не только заимствовалось одними народами у других, но и создавалось у многих народов хоть позже, но самобытно. Почти везде к периоду начала бронзового века уже было хорошо развито гончарное ремесло, строительство. Поэтому имелись условия для использования песчано-глинистых форм, о чем уже говорилось. Ранее изготовление песчано-глинистых (или глинистых) форм требовало искусства «лепки», которым люди владели в совершенстве. Хотя дошедшие до нас древние глиняные формы и отличаются примитивностью, но это вовсе не значит, что к моменту их появления люди плохо владели искусством ваяния из глины. Ими уже был накоплен опыт в гончарном ремесле, в изготовлении керамических изделий быта и небольших скульптур. Искусство и техника литья в глиняные формы были примитивными, и просуществовали они недолго.

Потребность в большом количестве однотипных отливок и лучшего их качества способствовала более совершенному искусству формообразования с использованием каменных форм.