Литье художественное

Страницы: 1 2 3 4 5

Правда, и техника художественного литья за последние десятилетия получила дальнейшее развитие.

Наиболее просто отливать барельефы, так как они представляют собой тонкие отливки с небольшими выступами или впадинами на самом изображении. Тыльная их сторона обычно бывает плоской. В таких художественных отливках не бывает поднутрений или сложных выступов. Поэтому  модель из формы вынимается легко, для этого никаких стержней в форме или отъемных частей в модели не требуется. К числу таких произведений относятся медальоны (отливки круглой формы), плакетки (плоские прямоугольные отливки), овалы (эллипсовидные отливки).

Они бывают небольших размеров (редко более 20 см). Это, как правило, кабинетные произведения — настенные и настольные. Иногда их отливают целыми комплектами на определенную тему. Знаменитые литые медальоны (медали) Ф. П. Толстого, ставшие сейчас чрезвычайной редкостью, посвящены теме Отечественной войны 1812 г. В книге представлен один из чугунных медальонов.

Литые барельефы небольшой величины — это различного рода знаки и значки; некоторые из них приспосабливают для ношения на одежде. Крупные барельефы представляют собой литые панно или портреты; они могут быть деталями архитектурного ансамбля, иметь самостоятельное значение при создании разного рода интерьеров или памятных место (на зданиях, монументах). Все эти отливки, хотя и отличаются между собой формой, размерами и назначением, имеют характерную особенность — они «двухмерны».

В ряде случаев ажурные художественные отливки являются сложными, объемными изделиями. Изготовлять их цельнолитыми трудно, да и не всегда нужно. Поэтому их отливают составными, из двухмерных деталей, которые затем так искусно соединяют между собой, что создается впечатление сложного цельнолитого изделия. Так отливали (в Кусе и Каслях на Урале) чугунный ларец. Он составлен из плоских отливок стенок, крышки и дна.

Литые ограды, чугунную мебель также собирают из простых литых элементов. Многие детали знаменитого павильона Каслей, о котором шла речь в главе IV, также изготовлены в виде «плоских» отливок, из которых составлено большое сооружение.

В чем состоят особенности литья барельефов, ажурных и плоских отливок? Модель барельефов имеет обычно одностороннее изображение, только на лицевой стороне. Обратная сторона представляет собой прямолинейную (рис. 35, а) либо слегка искривленную (рис. 35, б) поверхность. В том и другом случаях разъем формы (см. на эскизе надпись: «линия разъема») происходит по тыльной стороне отливки. Модели таких отливок неразъемны и легко вынимаются из полуформ.

Чаще всего подобные отливки изготовляют в формах из сырых песчано-глинистых смесей. Искусство формообразования в данном случае сводится к получению тончайшего рисунка отливки, что достигается за счет подбора соответствующих смесей, особого их уплотнения, ювелирной отделки формы, подбора особых припылов модели, а иногда и краски для форм.

Аналогично формообразование и ажурных (со сквозными отверстиями) отливок с односторонним ажуром и конусом (рис. 35, в). К подобным отливкам относятся боковые стенки ларца, приведенного на стр. 81.

эскиз поперечного сечения литых барельефов
Рис. 35. Эскиз поперечного сечения литых барельефов (а, б) и ажурных отливок (в, г)