Литье художественное

Страницы: 1 2 3 4 5

Более сложного искусства формообразования требуют отливки с двусторонним ажуром, которые имеют рельеф с обеих сторон и соответственно два формовочных конуса, направленных в разные стороны (рис. 35, г). Формы таких отливок не могут иметь разъема по наружной поверхности, так как при этом модель нельзя вынуть из формы, не разрушив ее. Один из приемов литья таких изделий (блюда, столешницы и т. п.) заключается в использовании «фальшивой» опоки. Процесс такого формообразования состоит в следующем. По уложенной на плите модели изготовляют форму, переворачивают и отделывают так, чтобы в просветах (в отверстиях) она доходила до плоскости разъема. На полученную полуформу устанавливают опоку и изготовляют вторую половину формы.

После поворота всей формы на 180° первую («фальшивую») полуформу снимают, разрушают, а на ее месте изготовляют новую, настоящую полуформу; после извлечения модели форму собирают, как обычно. Без этой «лишней» полуформы получить качественную отливку нельзя. При литье ажурных деталей и барельефов требуется очень тщательная, почти ювелирная работа формовщика на всех операциях формообразования, чтобы получился точный тонкий отпечаток всего рельефа модели. Большинство ажурных деталей знаменитого Каслинского павильона (см. рис. 13) изготовлено именно таким способом.

Плоские художественные отливки можно получать не только в сырых песчано-глинистых, но и в других формах: гипсовых, оболочковых, а также металлических. В древности для этого использовали даже каменные формы.

Чаще всего скульпторы (или сами литейщики) изготовляют барельефы или другие плоские изделия (равно, как и некоторые простые горельефы) по моделям из воска, пластилина, гипса и других материалов, которые могут деформироваться или разрушаться при обычных приемах формовки. Формообразование барельефов по гипсовым моделям требует от формовщика большого мастерства. При этом в зависимости от конфигурации отливки применяют формовку с рамкой и фальшивой опокой, с подрезкой болвана и т. п. Ювелирной техники требует формообразование плоских отливок но восковым и пластилиновым неразрушаемым моделям.

Более сложен процесс формообразования горельефов, бюстов, статуэток и им подобных отливок. Горельефы (портреты или панно) незначительно отличаются от барельефов: в них, как правило, обратная сторона отливки также может быть плоской, а не лицевой стороне — неглубокие поднутрения и уступы или несложные выступы. Однако и они препятствуют извлечению модели из формы, поэтому для их изготовления нельзя применять тот же способ формообразования, что и для плоских изделий. В таком случае формовщик вынужден выполнить ряд операций, близких к искусству ваяния: до начала изготовления всей формы заформовываются поднутрения и выступы модели, для чего из прочной смеси набиваются в этих местах «куски» формы. Куски формы как бы служат песчано-глинистым дополнением модели, ее составной частью. Такую «подправленную» модель с кусками смеси заформовывают как обычно, заботясь, чтобы куски впоследствии легко отделились от основной формы. После разъема формы модель с кусками вынимают, осторожно снимают с модели куски и возвращают в форму, где их закрепляют на соответствующих местах.

Следовательно, кусковую формовку применяют для того, чтобы при излечении модели не повредить форму.

Еще более сложным является изготовление кусковых форм для объемных отливок — бюстов, статуэток и пр. В крупных формах куски иногда специально высушивают, чтобы они не деформировались при формовке и лучше сопротивлялись воздействию жидкого металла при заливке.

Вместо кусковой формовки применяют и формовку по разъемной модели с устройством стержневых знаков; в этом случае в форму устанавливают необходимые стержни. Весьма интересно формообразование произведений, оригиналы которых не разрушаются, а служат для изготовления рабочих моделей. Так чаще всего делают бюсты, небольшие статуи, подобные представленной на стр. 85. По этим (восковым, пластмассовым, гипсовым или глиняным) оригиналам отливают промежуточную гипсовую форму, разделенную на несколько частей, а по ней — гипсовую модель, по которой изготовляют форму; и такой сложный процесс является, пожалуй, наиболее простым из всех процессов, предусматривающих сохранность оригинала.