Литье художественное

Страницы: 1 2 3 4 5

Сложнее искусство формообразования художественных отливок с изготовлением пустотелых моделей. По этому способу восковой оригинал (промодель) укладывают в фальшивую опоку, покрывают мокрой бумагой, обкладывают слоем глины толщиной, соответствующей толщине будущей отливки, и делают гипсовую полуформу. После снятия фальшивой опоки таким же образом делают вторую полуформу. Затем форму разнимают, снимают слой глины и на ее место заливают клеевой раствор. Он образует наружную поверхность модели. На клеевую оболочку намораживают небольшой слой канифоли — получается пустотелая модель, по которой изготовляют и саму форму отливки, и стержень. Перед заливкой формы модель выплавляют.

В настоящее время массовое художественное литье по выплавляемым моделям производится таким же способом, как и литье деталей промышленного назначения, о котором говорилось в главе IV. Значительно сложнее изготовлять сложные единичные художественные отливки по разрушаемым (в том числе и по выплавляемым) моделям. В этом случае ваяние модели и искусство формообразования отливки совмещаются. Так как такие отливки обычно бывают пустотелыми, то вначале изготовляют песчано-глинистый стержень (или болван), предназначенный для выполнения внутренней поверхности отливки; на него наносят слой выплавляемой массы толщиной, равной толщине будущей отливки. По такому модельному комплекту изготовляют форму, из которой затем вытапливают восковую прослойку, и образовавшуюся полость заливают жидким металлом. После затвердевания отливок части формы или стержни удаляют через отверстия, которые выполняются на дне подставки или в других (не лицевых) частях художественного изделия и впоследствии аккуратно заделываются.

Старинная бронзовая ваза с изображением ползущего по ней чудища-единорога и с ушками в виде дерущихся слона и пантеры отлита пустотелой именно таким способом. Ёсли же такие отверстия в пустотелой отливке нельзя предусмотреть, тогда ее льют из двух частей, которые впоследствии скрепляют (сваривают, припаивают и т. п.). Так была получена по выплавляемым моделям отливка «Японский рыбак» (см. с. 85): две ее половины соединены (по месту соломенного пояса) в готовую статуэтку.

Что касается разового использования разрушаемых моделей при литье крупных художественных произведений, то оно представляет собой процесс исключительного значения как по художественному творчеству, так и по необычности самого искусства формообразования. Художественные отливки такого вида — сложные и крупногабаритные, к ним относятся статуи, монументы, скульптурные ансамбли, которые являются выдающимися произведениями искусства. Достаточно напомнить, что такие шедевры литейного искусства, как «Медный всадник», памятник Минину и Пожарскому, памятник И. А. Крылову в Ленинграде и другие были изготовлены по оригиналам из воска, которые разрушались (выплавлялись) после изготовления по ним формы. В таких случаях ошибки литейщиков исключаются. Не случайно поэтому, что многие скульпторы осваивали сами искусство формообразования отливок. Так поступали Челлини, Фальконе, Клодт и другие не потому, что не доверяли литейщикам, а потому, что ваяние оригинала — составная часть процесса формообразования отливок, продолжающаяся и в момент создания формы.