Литье художественное

Страницы: 1 2 3 4 5

Если процесс изготовления сложной отливки промышленного назначения требует большого искусства формообразования, то при художественном литье и сама отливка представляет собой произведение искусства. Возможности у художественного литья очень велики, его продукцией могут быть огромные сооружения (павильоны, архитектурные ансамбли, крупные скульптуры и монументы), различного вида литые рельефы (барельефы, горельефы), бюсты, кабинетные скульптуры, художественные произведения прикладного назначения (подставки, подсвечники, блюда, вазы, столешницы), детали архитектурных сооружений (ограды, фонарные столбы), детские игрушки и многие другие.

Ни один из способов изготовления металлических художественных произведений не может конкурировать с литьем. Высокая точность воспроизводства моделей, изготовленных скульпторами, художниками и архитекторами, возможности серийного производства изделий, неограниченность их размеров и сложности, относительно низкая стоимость литых произведений, возможности использования практически любых металлических сплавов, в том числе чугуна и коррозионно-стойких (нержавеющих) сталей, обеспечили преимущества художественного литья перед другими способами изготовления металлических произведений искусства.

Художественное литье зародилось в глубокой древности. Хотя первыми отливками у разных народов были орудия труда, оружие или предметы быта, но уже и в них проявились черты художественного литья. А в ряде случаев отливки ритуального назначения, искусно выполненные изделия домашнего обихода, предметы украшений или кухонная утварь воспринимались и изготовлялись как художественные произведения. Конечно, первоначально такие отливки предназначались для знати и военачальников, для потребностей культовых обрядов и, естественно, ценились очень высоко. Простым труженикам они не доставались.

Не удивительно, что художественное литье начало особенно быстро развивается там, где распадалось первобытное общество, где начинало концентрироваться богатство в руках избранных. Правда, самих древних литейщиков всегда тянуло использовать пластику формообразования для различного украшательства будничных отливок: на них появляются шнуровые орнаменты (например, у скифов), солярные знаки, изображение животных и пр.

Не следует забывать, что у многих народов освоению процесса формообразования отливок предшествовал большой опыт в гончарном деле, рядом с которым почти всегда существовало искусство керамического ваяния. Искусством ваяния люди увлекались еще раньше — в период каменного века. Известны каменные изделия, изготовленные почти 10 тысяч лет тому назад, которые украшались головами животных. Сохранившиеся до наших дней каменные формы I—III тысячелетий до н. э. в большинстве своем предназначались для литья художественных отливок, хотя и прикладного назначения.

Художественное литье и оригинальные его способы формообразования отливок получили быстрое распространение в связи с началом применения восковых моделей. Немногие художественные отливки древности, дошедшие до наших дней, дают представление о высоком мастерстве их творцов.

Многие интересные процессы формообразования отливок зарождались в глубокой древности именно при литье замечательных художественных отливок. Интересно отметить, что отливки бытового назначения или отливки — орудия труда не только имели простую конструкцию, но и изготовлялись самыми незатейливыми способами. И так продолжалось многие века. Быстрое развитие строительства, машиностроения, металлургии и других отраслей народного хозяйства привело к коренным изменениям структуры отливок и способов их изготовления: потребовалось огромное количество сложных и крупных деталей машин, металлических сооружений и устройств. С каждым днем рождались и рождаются новые литые конструкции, создание которых требует талантливых инженерных решений, искусства созидания.

Современные машиностроительные отливки — сложные произведения технического творчества порой вызывают не меньшее восхищение, чем литые художественные произведения. На рис. 34 приведены такие отливки из высокопрочного чугуна, представляющие собой не уникальные, а самые ординарные изделия: основание гидротурбины массой 11 т и шестерни массой до 10 т.