Как и где научиться литейному делу

Страницы: 1 2 3

Специалистов-литейщиков средней квалификации готовят специальные средние учебные заведения — техникумы. Лица окончившие такие учебные заведения, получают квалификацию техника и могут занимать соответствующие должности в литейных цехах, заводских лабораториях или в научно-исследовательских институтах.

Техникумы, как правило, имеют хорошую производственную базу, где обучающиеся могут получить необходимую подготовку по искусству формообразования отливок, приобрести необходимую специальность. В кружках технического творчества учащиеся техникумов могут получить навыки техники формообразования отливок даже в том случае, когда они не готовятся стать литейщиками. Основы литья изучаются по программам почти всех машиностроительных специальностей.

Специалистов высшей квалификации — инженеров-литейщиков готовят во многих технических и металлургических вузах: в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана, в Московском автомеханическом институте, в Московском вечернем металлургическом институте, Московском институте стали и сплавов, в Днепропетровском металлургическом институте и др.

Почта во всех политехнических институтах (Киевском, Харьковском, Уральском, Белорусском, Челябинском, Омском и др.) готовят специалистов высшей квалификации — инженеров литейного производства. Готовят инженеров-литейщиков также некоторые машиностроительные институты: Запорожский, Кировоградский, Ново-Краматорский и др.

Аспирантуры по литейному производству имеются в основном при тех кафедрах (литейного производства и технологии металлов), где есть профессора и доктора технических наук этой специальности. В аспирантуре бывает как очное (трехгодичное), так и заочное (четырехгодичное) обучение.

Чтобы научиться искусству формообразования отливок, необязательно быть инженером-литейщиком. Бывают и «самодеятельные» специалисты в литье. Известно, что скульпторы стремятся в совершенстве овладеть искусством литья. Не случайно выдающийся итальянский ваятель Б. Челлини считался искуснейшим специалистом формообразования отливок: он сам формовал и отливал свои ценнейшие художественные миниатюры. Прославленный скульптор Э. Фальконе, автор ленинградского «Медного всадника», многие годы трудившийся над созданием этого выдающегося произведения, самостоятельно постиг премудрости формообразования огромных художественных отливок, совместно с русскими литейщиками отлил эту чудесную статую.

Еще более интересно приобщение к искусству формообразования отливок знаменитого русского скульптора П. К. Клодта, создателя конной группы Аничкова моста в Ленинграде. Уже будучи признанным во всем мире ваятелем, он обучается искусству формообразования отливок у знаменитого русского литца П. В. Екимова, а после его смерти занимает его место заведующего литейной мастерской Академии художеств; получил звание литейщика Академии, став «главным литейщиком» художественных отливок России.

Но и многие формовщики становились самодеятельными скульпторами. Особенно отличались в этом каслинцы на Урале. Среди них истинный народный самородок В. Ф. Торокин, который не только в совершенстве владел искусством формообразования отливок, но и сам ваял и отливал замечательные скульптурные композиции. Его кабинетные композиции «Формовщик за работой»,  «Углевоз», «Крестьянин на пашне» и др. стоят в ряду лучших отливок Каслей. Даже среди чеканщиков каслинских отливок многие были самодеятельными скульпторами, что еще раз свидетельствует о началах искусства в формообразовании отливок.