Как и где научиться литейному делу
Страницы: 1 2 3У всех специалистов, имеющих отношение к формообразованию отливок (формовщиков, сборщиков форм, модельщиков, стерженщиков, технологов литейных цехов), должно быть очень развито объемное представление деталей или изделий по их плоским изображениям. Модельщики и литейщики часто умеют читать чертежи лучше самих конструкторов. И это не удивительно; они первые превращают условный язык конструкторов — чертежи и эскизы в реальные вещи. Нам не раз приходилось наблюдать, как опытные конструкторы совместно с модельщиками дорабатывали чертежи сложных литых деталей, в которых сочленяются криволинейные поверхности.
Больше того, литейщикам приходится представлять по эскизу или чертежу реальность изображения в зеркальном виде. Поясним это на примере. Допустим, что литейщики получили от конструкторов простой чертеж плитки с фигурными бонками на одной из поверхностей (рис. 36,о). Прочитать такой чертеж и изготовить по нему форму не представляет особого труда. Но если при этом форма точно повторит чертеж, то отливка по ней получится не такой, какую предполагал конструктор, а зеркального изображения: вроде бы вместо левого сапога сшит правый.
Следовательно, чтобы получить отливку (рис. 36, в), соответствующую чертежу (рис. 36,а), форма должна иметь зеркальное изображение (рис. 36,6).

Рис. 36. Эскиз плитки (а), формы (б) и отливки (а)
Естественно, такому умению объемного восприятия необходимо учиться, как необходимо учиться и другим «хитростям» искусства формообразования. Когда-то стать высококвалифицированным формовщиком или модельщиком было очень трудно, приходилось учиться этому многие годы. В настоящее время, когда в помощь обучения созданы многие технические средства, а технические секреты или находки умельцев стали достоянием многих людей, когда профессии стали более специализированными, когда на помощь всем литейщикам пришла наука и современная техника, когда повысился культурный и общеобразовательный уровень молодежи, научиться литейному делу стало значительно легче.
В некоторых случаях элементы искусства формообразования отливок можно постичь и в школьных мастерских, учебных цехах или в учебно-производственных комбинатах, которые специально создаются для трудового воспитания школьников. Связь обучения с общественно-полезным трудом — важнейшее условие коммунистического воспитания.
Особенность искусства и техники формообразования состоит в том, что в нем особенно ярко проявляется связь трудового, нравственного и эстетического воспитания. Литейщик, созидающий материальное богатство, глубоко понимает и ценит прекрасное, трудится увлеченно, с большим интересом осваивает специальность.
В нашей стране создано много специальных учебных заведений, курсов, в которых готовят специалистов по формообразованию отливок разных профессий: квалифицированных формовщиков (в том числе и формовщиков художественного литья), модельщиков, техников и инженеров. А во многих вузах и научно-исследовательских институтах через аспирантуру готовят и будущих ученых-литейщиков.
Это позволило молодым людям не только быстро осваивать искусство формообразования отливок, но и приобщаться к созданию художественных произведений. Представленная фотография бронзовой статуэтки «Литейщик» изготовлена рабочими завода «Водоприбор», который серийно выпускает типично производственные отливки.
Простейший, но не самый лучший способ подготовки рабочих специалистов по формообразованию отливок заключается в прохождении ученической подготовки непосредственно на рабочих местах — в литейных цехах. Сейчас литейные цехи имеются почти в каждом городе, а в крупных городах их насчитываются десятки. Молодежь без квалификации в этих цехи принимают в качестве учеников и обучают в течение трех месяцев выбранной профессии. За время прохождения обучения на рабочем месте ученик получает соответствующую плату. После сдачи экзамена ему присваивается соответствующий разряд по профессии. В каждом цехе существуют также различные способы организации повышения квалификации литейщиков.
Основная роль в подготовке высококвалифицированных литейщиков принадлежит учебным заведениям профессионально-технического образования,- В стране имеется три типа таких заведений. Средние ПТУ с трех-четырехлетним обучением дают профессиональную подготовку и полное среднее образование лицам, окончившим восемь классов средней школы. Технические училища (ТУ) созданы для профессиональной подготовки молодежи, получившей полное среднее образование. Промышленно-технические училища (ПТУ) с одно-двухгодичным сроком обучения готовят квалифицированных рабочих массовых профессий из лиц, окончивших 8 классов средней школы. В технических училищах молодежь обучается таким профессиям, как формовщики, модельщики, стерженщики, кокильщики, наладчики формовочных и литейных машин. Особенно интересно обучение в тех ПТУ (например, в № 18 г. Каслей), где вводятся художественные, творческие начала формообразования, где учащиеся наряду с промышленными отливками создают и произведения искусства. А это доступно любому ПТУ и ТУ.