Сколько было чудес света?

Страницы: 1 2 3 4 5

На горе Вышке в г. Перми был построен монумент по проекту В. Е. Гомзикова — участника революционных событий 1905 г. Этому памятнику придали черты Царь-молота. Он стоит и поныне как памятник революционным борцам и техническому чуду, сотворенному русскими специалистами и умельцами.

Сколько написано добрых слов о «Медном всаднике» — великом творении литейщиков? В мире существует много памятников, подобных памятнику Петру I как по размерам, так и по массе затраченного металла. Почему же именно «Медный всадник» считают чудом литейного искусства? Нам представляется, что причиной тому уникальность формообразования этого памятника, его художественное совершенство. Все, что связано с формообразованием «Медного всадника» — необычно и неповторимо.

Легенде подобна даже история подготовки пьедестала для памятника Петру I. Для него был выбран «гром-камень» массой 1600 т из болота близ Лахты. Скупой рассказ о транспортировке и подготовке «гром-камня» звучит как фантастика. Громадину (от «гром-камня» предварительно отбили два куска) массой более 1200 т вручную передвигали по болотистой местности на расстоянии 8 верст, до берега р. Невы. Для этого через каждые -50 саженей были вырыты столбы, за которые закрепляли четыре ворота. «Гром-камень» передвигали на специальных платформе и салазках, обитых медью. Салазки передвигались на литых шарах почти метрового диаметра по металлическим желобам, выстилавшимся на замороженной дороге, укрепленной сваями. Во время передвижения камня на нем размещались 3 барабанщика для сигнализации, 48 каменотесов отделывали глыбу на ходу. Так был доставлен будущий пьедестал к берегам реки; ему предстояло далее путешествовать по Неве. Для этого была построена специальная баржа длиной 180 и шириной 66 саженей. Ее затопили у берега, перетащили на нее «гром-камень», откачали воду из баржи, восстановили нарочито разрушенные стенки, баржа всплыла и доставила необыкновенный груз к Сенатской площади Русской столицы.

Вся история искусства формообразования «Медного всадника» — свидетельство проявления изумительного таланта, благородства и трудолюбия знаменитого Э. М. Фальконе, свидетельство великого мастерства простых русских литейщиков. Удивительное в формообразовании статуи не в том, что она достигает девятиметровой высоты и для ее литья потребовалось более 20 т бронзы. Удивительное в том, что эта огромная скульптура, установленная практически на двух точках опор, оказалась как бы подвешенной. Такое изумительно красивое решение скульптора потребовало поистине талантливого формообразования отливки. Литейщикам надо было максимально разгрузить отливку, сделать ее стенки переменной толщины, а в верхней части и вовсе тонкими (7,5 мм).

«Висячее» положение скульптуры потребовало специальных мер, обеспечивающих надежную ее устойчивость. Так как скульптура была пустотелой, внутри ее был установлен стальной каркас 1 (рис. 11, а), нижняя часть 3 которого закреплена в пьедестале. Масса только стального каркаса составила около 4 т. Чтобы каркас хорошо нес нагрузку всей отливки, в некоторых местах к нему приливали тело отливки 2. Каркас размещался в крупе и задних ногах лошади. Применение стального каркаса значительно усложняло процесс формообразования отливки, и при выполнении всех его операций потребовалось настоящее искусство формовщиков. Готовая форма «Медного всадника» была поставлена на сушку (после выплавления из нее воска).

Заливка была завершена, но когда форму раскрыли, то оказалось, что и лошадь, и всадник без голов. Верхнюю часть пришлось отливать заново. Была выполнена новая модель и по ней форма наращена на нижнюю часть II отливки (рис. 11 ,б). Наращенную форму вновь залили, точно сплавив верхнюю I и нижнюю II части скульптуры. Когда монумент был окончательно построен (в 1782 г.), он вызвал настоящий восторг каждого, кому довелось видеть это чудо литейного искусства.

устройство стального каркаса медного всадника
Рис. 11. Эскиз устройства стального каркаса «Медного всадника» (а) и эскиз верхней части монумента «Медный всадник» (б): 1 — каркас; 2 — тело отливки; 3 — часть каркаса, закрепленная в пьедестале

А чудо литья русские литейщики не раз совершали и до этого. Мы уже упоминали о Царь-колоколе. Сейчас каждый знает о Царь-колоколе Московского Кремля как о чуде литейного искусства, но таких «царей» на Руси была целая «династия». Первый колокол, названный народом «Царь-колокол», был отлит в первой половине XVI в., его масса составляла 1000 пудов. При Борисе Годунове русские литейщики изготовили «прадеда» нынешнего Кремлевского колокола, он весил в два раза больше первого Царь-колокола. И действительно он был грандиозным: чтобы приводить его в действие, к нему приставили 24 человека звонарей; на верху звонницы несколько из них подталкивали язык при ударах в колокол. Годуновский Царь-колокол во время пожара упал и разбился, а его «останки» использовались для литья в 1654 г. нового Царь-колокола, Алексеевского, в 8000 пудов (по иным данным — 10 000 пудов). Это был уже «дедушка» Кремлевского Царь-колокола; это тот колокол, который был отлит мастером Емельяном Даниловым.