Сколько было чудес света?

Страницы: 1 2 3 4 5

Миру известны семь чудес света. Сколько же их было на самом деле? Многие называют восьмым чудом света огромнейший бронзовый котел скифов.

Геродот в главе 81 четвертой книги пишет, что один из царей Скифии решил определить, сколько скифов живет на свете, и приказал каждому из них принести по одному бронзовому наконечнику стрел. По свидетельству соседей, как указывает Геродот, из этих стрел был отлит огромный котел. Емкость этого знаменитого котла была равна емкости 600 амфор, а толщина его стенок равнялась толщине шести пальцев.

Подсчеты показывают, что диаметр скифского Царь-котла составлял 2,0—2,5 м, а высота — около 3,0 м. Масса такого котла превышала 10 т. Если даже считать, что котел имел массу наполовину меньшую, изготовление его формы, как и весь процесс его литья, представлял для скифов не меньшую техническую задачу, чем для древних египтян строительство пирамиды Хеопса. Изготовить колоссальную форму для 10-тонной отливки две тысячи лет назад могли лишь искусные литейщики, накопившие большой опыт литья крупных котлов. Чрезвычайно сложная проблема этого времени состояла также в выплавке такого количества металла и заливке его в уникальную форму; она могла быть решена только при параллельной работе нескольких печей, металл из которых одновременно выливали для литья Царь-котла. Как вода из нескольких рек втекает в озеро, так по многочисленным ручейкам жидкий металл из каждой печи втекал в огромную форму. И это было единственным способом решения необычной задачи, так как все другие пути представляются невероятными. Скифы отливали много разных пищеварных и ритуальных котлов емкостью до 50—100 л. Почти всегда они украшали их характерными орнаментами, литыми фигурками животных. Поэтому скифские котлы — не только предметы домашней утвари, но и литые художественные произведения. Геродот не упоминает о художественной стороне скифского Царь-котла. Но можно предположить, что если царь скифов задумал литье этого котла как памятник себе и для прославления Скифии, художественная сторона его формообразования наверняка не была обойдена. Мы представляем себе эту отливку, как грандиозное по тому времени и уникальное литое сооружение с элементами художественных украшений, как Царь-котел далекой Скифии, как восьмое чудо света, к сожалению, не дошедшее до наших дней.

Один ли Царь-котел претендует на звание литого восьмого чуда света? Далеко нет. К числу таких чудес (и, пожалуй, к первым среди литых уникумов) следует отнести отлитый в России чугунный шабот — самую крупную отливку в мире, о которой уже так много написано. Чтобы выплавить чугун для этой отливки, был построен специальный завод-однодневка. При заливке гигантской формы был использован металл 14 печей. Кроме них, были построены печи «в запас» и для предварительных исследований. Может возникнуть вопрос: 14 вагранок — мало или много? И любой литейщик скажет, что это — огромное количество даже для очень крупного завода, а не для одной формы, для одной заливки.

Зачем же потребовалась на Урале столь крупная отливка? В России стали изготовлять крупные стальные пушки. Для их ковки требовались большой силы молоты. Новый мощный молот был спроектирован Николаем Воронцовым (впоследствии директором Петербургского горного института). Частью этого молота был шабот (стул), который весил более 600 т. Отливки такой массы мир еще не знал, люди назвали ее Царь-отливкой, и ее по праву можно признать восьмым чудом света.

Литье такого шабота по грандиозности замысла, по остроумию и сложности техники его формообразования, по дерзости технологических приемов формовки не знает себе равного.

Даже подготовка места для расположения формы оказалась чрезвычайно сложной технической задачей: потребовалось вырыть специальный кессон поперечным сечением почти 15X22 м; дно его находилось на 25 м ниже уровня р. Камы, на берегу которой велась работа. Была опасность просачивания в кессон подпочвенных вод и соприкосновения их во время заливки с большой массой жидкого металла, что неизбежно могло привести к взрыву огромной разрушительной силы, к браку уникальной отливки, к человеческим жертвам и большим материальным потерям. Только рытье котлована (кессона) и подготовка «постели» и «ограды» для формы требовали сложных инженерных решений, остроумных строительных находок и огромного труда.