Нужен ли формовщику закон Архимеда?

Еще в глубокой древности мастера-литейщики заметили, что если  не скрепить две половинки формы, то металл поднимет верхнюю полуформу и вытечет по разъему формы. Они предотвращали уход металла, скрепляя между собой формы или накладывая на верх формы груз, тем самым подавляя «живую» силу металла.

В силу своей необразованности, они и не предполагали, что еще в III в. до н. э. древнегреческий ученый Архимед открыл свой знаменитый закон, который гласит: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная массе жидкости, вытесненной этим телом. Если бы они знали этот закон, то просто было бы рассчитать массу груза, необходимого для удержания металла в форме. Сейчас каждый школьник знаком с законом Архимеда, а формовщик должен не только знать его, но и уметь применять при решении конкретных задач, например для расчета подъемной силы металла, действующей на стержни и верхнюю форму, или для определения массы груза, а также усилия или закрепления верхней полуформы относительно нижней.

Пример с законом Архимеда приведен лишь для того, чтобы показать, насколько необходимы формовщику знания основных законов физики в объеме учебной программы средней школы. Конечно, можно просто перенять опыт старшего поколения формовщиков. Но стать высококвалифицированным специалистом, мастером своего дела можно только в том случае, когда имеешь необходимые знания в области физики, химии, математики, черчения и т. д. и умеешь применить их в повседневной практике. Особенно важны эти знания в наше время, эпоху научно-технической революции, когда развитие техники и технологии происходит под непосредственным влиянием фундаментальных наук. Приведенные примеры химизации формовочных и стержневых смесей, физических методов изготовления литейных форм, сложных теплофизических и гидродинамических явлений, протекающих в форме при заливке ее металлом, — все это говорит о том, что знания определяют сегодня уровень не только инженера и техника, но и непосредственного производителя материальных ценностей общества — рабочего.