Печи на Руси

Печи как художественный центр интерьера, как архитектурное сооружение вновь появляются в конце XVIII в., а в XIX в. получают широкое распространение, особенно в дворянских провинциальных домах. Нельзя не упомянуть о знаменитых печах Екатерининского дворца в Царском селе — о больших скульптурных кафельных печах с расписными облицовочными плитами. Постепенно печи становятся скульптурными сооружениями — отделяются от стены и выступают объемом в помещение. Кроме художественных достоинств, такие печи и более эффективны, так как значительно увеличивается поверхность их нагрева.

В раннем классицизме (начало XVIII в.) печи с цветными изразцами заменяются белыми кафельными — с колоннами и карнизами, лепниной, скульптурами или вазами наверху. Белые печи украшаются золочеными или бронзовыми медальонами. Нередко фигурные фаянсовые печи завершаются мраморными вазами. Для интерьеров знаменитого архитектора М. Казакова, много строившего и в Москве, и в провинции, характерно угловое размещение печей, создававшее пластичный и уютный интерьер. Такие печи отапливали сразу два-три соседних помещения. Нередко встречались и печи, в нижней части имитирующие каминную топку, хотя в домах знатных людей топка всегда производилась из смежных подсобных помещении. Зато в домах небогатых семей были простые прямоугольные печи со скромными архитектурными деталями и с  топкой из жилого помещения. Печи облицовывались белым кафелем заводского изготовления. Предполагается, что небольшие заводы выпускали несколько вариантов изделий, которые могли по-разному сочетаться между собой, — кафель, вставки из цветного мрамора, барельефные украшения на основе растительного орнамента или античных сюжетов.

В XVIII в. были созданы проекты «образцовых» домов (по-нашему — типовых) для дворян и для «подлых» — ремесленников, мелких торговцев, чиновников. Дома для «подлых» состояли из сеней и из двух-трех комнат, в центре которых находилась печь, объединявшая в себе варочную и обогревательную функции. В конце XVIII — начале XIX в. усадебные дома имели довольно скромную архитектуру, но печам уделялось большое внимание. Так же, как и в столичных дворцах, они приобретали вид настоящих архитектурных сооружений с цоколем, пилястрами, нишами, карнизами. В г. Мышкине, например, имеется настоящая коллекция различных архитектурных вариантов кафельных печей со скульптурами, богатыми рельефами.

К концу XIX в. печи в основном играют функциональную роль. Они облицовываются белым кафелем, но их парадность ограничивается чугунными дверками топок, вьюшек и довольно скромным венчающим карнизом. «Красота» в доме снова переносится на камин, становящийся неотъемлемым элементом богатых особняков. Печи располагают в большинстве случаев в углу, «зеркала» их выходят в два-три помещения, иногда печи имеют лежанки или теплые скамьи. Печи для дворцов проектируются особыми художниками-прикладниками, фигурный кафель изготавливая на фаянсовых заводах, топка печей по-прежнему осуществляется из прилегающих подсобных помещений.

В наше время печи широко распространены в домах сельской местности и в небольших городах! Они отличаются по теплоемкости, системе газоходов, по форме и размерам, но совершенно утратили свое эстетическое значение — печь стала чисто функциональным элементом. Поэтому мы и рассказали здесь об архитектурно-художественном облике печей и их историческом развитии, чтобы возбудить к нему прежний интерес.