История каминов

Человек XXI века живет в больших городах, в многоэтажных многоквартирных домах-сотах, оснащенных всеми видами бытовой техники. Но несмотря на наличие удобств, он все острее ощущает потребность в покое, в нервной разрядке, в общении с природой. Неспроста горожанин так тянется к садовому участку, где он может жить в маленьком домике, в окружении природы, работать в саду, копаться в грядках. Он стремится «ввести природу в дом» — соорудить не только печь, но и камин-очаг, чтобы отдыхать около него вечерами. Отдых у огня всегда привлекал людей. Огонь завораживает игрой пламени, живым теплом, ароматом горящих сухих веток. Огонь олицетворяет домашний очаг, собирает вокруг себя семью и гостей.

В последнее время камины получают все большее распространение. В санаториях и пансионатах, Дворцах культуры и клубах, домах творчества и в больших ресторанах встречаются богато декорированные камины с применением мрамора, бронзы, рельефов. Более скромные камины сооружаются на турбазах, в домах рыбака, охотника и др. Если несколько десятилетий назад на дачах камины были редкостью, то теперь их сооружают и с помощью архитекторов или инженеров, и мастеров-печников, и самих владельцев. Камины ставят и внутри дома, и на террасе, и даже на открытом воздухе (подобие организованного костра). В домах с печным отоплением камин часто объединяют с печью. Подчеркиваем: камин — средство не отопления, а комфорта, горит он эпизодически и сжигать в нем нужно валежник и сухостой.

В этой небольшой брошюре мы не можем подробно рассказать о фундаментах каминов, дымовых каналах и трубах — это компетенция инженера-строителя. Мы же рассматриваем камины в зависимости от назначения здания, размеров и планировки помещения, типа топки, применяемых строительных материалов и художественно-декоративных средств. Но сначала посмотрим, какие камины были в прошлом — тогда мы и сегодня сумеем построить грамотный некрасивый камин.

Немного истории. В странах Западной Европы, где камин возник, он был и основным нагревательным устройством, и «очагом» для приготовления пищи (котелки подвешивались на специальных опорах, мясо жарилось на решетке). Располагались камины, как правило в толще массивных стен, а жерло топки несколько выступало из стены образуя полку, поддерживаемую консолями (скульптурами, кариатидами). Высота полки находилась на уровне локтя человека (примерно 1—1,1 м от пола), чтобы на нее можно было опереться. На ряду с практическим назначением, камин был предметом убранства замков, дворцов, богатых городских домов и загородных усадеб. И вплоть до нашего времени камины представляют собой более или менее сложные архитектурно-скульптурные композиции. Многие из них являются высокохудожественными произведениями, историческими памятниками художественной культуры народов.

Самые древние из известных нам каминных устройств относятся к раннему средневековью. Это очаг, над которым находился полукруглый колпак, завершающийся дымоходом — трубой обычно подвесной конструкции. На некотором относе от трубы находился дымник, защищающий дымоход от ветра, задувающего дым в помещение. Старинные камины имели огромные размеры: в них могли поместиться целые стволы деревьев, в них можно было стоять во весь рост. Камины замков и дворцов времен средневековья и Возрождения поражают пышностью, сложностью оформления. Они сооружались в толще массивных стен (находились с ними в одной плоскости или выступали в парадные залы), облицовывались мрамором, поверхность которого представляла собой сложные скульптурные композиции. Жерло топки обрамлялось консолями, колоннами или пилястрами, поддерживающими богато разработанную плоскость («зеркало»), за которой находился дымоход. На этом «зеркале» часто находился рельефный герб владельца замка или дворца, а. переход, к потолку осуществлялся с помощью сложно раскрепованного * карниза. Архитектурно-декоративная тема камина вытекала из общего архитектурного замысла интерьера, обогащалась скульптурами, орнаментом и резьбой с целью создания композиционного центра. Камины Возрождения представляли4собой целые сооружения. Их огромные колпаки нередко поддерживали кариатиды или атланты, а стена над топкой покрывалась резьбой на всю высоту этажа. В архитектуре французского ренессанса большое значение придавалось обработке дымовых труб, в результате чего здания и приобретали сложный силуэт.

*  Раскреповка — вертикальный выступ стены (в данном случае — карниза).