История каминов в Англии

Особенно широкое распространение камины получили в Англии, что было связано не только с климатом, но и с относительной дешевизной угля. Вот что предписывал архитекторам теоретик архитектуры XIX века Виолле ле Дюк: «Во всех комнатах должны быть поставлены хорошие камины, так как за городом огонь в камине часто необходим даже летом: когда возвращаешься разгоряченным и вспотевшим после длинной прогулки, во избежание простуды полезно бывает отдохнуть у камина. Эти камины должны быть обширны, высоки и устроены так, чтобы в них можно было быстро разжечь яркое пламя». К началу XIX века в Англии почти каждая комната имела камин, но тепловая, эффективность каминов была низка. При этом для каждого из них нужна была дымовая труба, что привело к загрязненности воздуха, ставшей для  больших городов Англии настоящим бедствием, кроме того, топка  каминов создавала сильную тягу воздуха, а значит и сильные сквозняки в доме. Все это привело к повсеместному переходу уже в Х1Х веке к бойлерному отоплению домов с помощью радиаторов.

Английская архитектура XVII—XVIII веков пошла по пути романтизма — большей связи с природой, меньшей парадности. Англичане предпочитали более скромные и уютные покои, чем в континентальной Европе, удобный для повседневной жизни план дома, естественность интерьеров. Это сказалось и на архитектуре каминов, имевших простые формы не только в небольших поместьях, но и во дворцах и замках. Однако в Англии встречаются очень комфортабельные камины, у которых тщательно продуманы не только архитектурные детали обрамления топки и «зеркала», но и очертание жерла топки. Ее боковые стенки выкладываются цветным узорным огнеупорным кафелем или металлическими листами с чеканным узором. Очень красивы по рисунку чугунные или кованые решетки, на которые укладываются дрова или уголь. Подиум (повышение уровня пола перед камином) иногда выступает в помещение и ограждается низенькой решеткой, защищающей пол от выпавших углей. Узорную форму имеет и каминная атрибутика (кочерга, щипцы, совок, щетка).

В эпоху классицизма плоскость над топкой становится менее богатой и скульптурной. Она украшается плоским рельефом, или большим зеркалом в нарядной раме, или большой картиной (обычно портретом), также занимающей всю плоскость. Особенно эффектны зеркала в массивных, богато орнаментированных рамах. В них отражается интерьер, люстры, в результате чего зрительно расширяется пространство помещения.

Интересны и камины английских поселенцев, перенесших на американскую землю свои представления об удобствах и уюте. И они действительно хороши — эти их первые грубые камины, сложенные из естественного камня или кирпича, с толстым деревянным брусом вместо каминной полки. Камины служили и для приготовления пищи (поэтому их жерло велико — в нем можно подвесить котел для варки), и для обогрева помещения, и для сушки одежды фермеров. Эти камины находились в домах, по облику близких к народному жилищу. Впоследствии на богатых фермах и в городских особняках камины так же, как и в Европе, становятся архитектурно-художественной достопримечательностью дома. Их формы и рисунок усложняются, в них отражается своеобразие страны, но они менее вычурны, более утилитарны и экономичны в эксплуатации, чем в Европе.

В конце XIX — начале XX века камины, как и сама архитектура и искусство, приобретают эклектичные формы. Упрощенно копируются предыдущие стили. В домах можно встретить камины из белого или серого мрамора и др. Хотя эти камины, как и всякое эпигонство, не имели художественной ценности, они весьма высоко котировались у любителей «старины».