Вторая сигнальная система

Поведение высших животных исчерпывается образованием и воспроизведением условных рефлексов, в которых раздражителями являются разнообразные воздействия со стороны внешнего мира, а подкреплениями —  раздражения, вызывающие тот или иной прирожденный безусловный рефлекс. У человека в отличие от животных есть способность образовывать условные рефлексы в ответ не только на действия, но и на слова, их обозначающие. Так, рука может совершить отдергивающее движение не только при виде иглы, которой ранее наносился укол, но и при слове «уколю». «Слово для человека,— писал И. П. Павлов,— есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных» (Поли. собр. соч., т. IV. М,—Л., Изд-во АН СССР, 1951, с. 428—429).

Словесные сигналы образуют у человека вторую сигнальную систему, которой нет у животных. Эта система развивается главным образом в результате коллективного труда. Благодаря коллективному труду и общению людей между собой мозговая деятельность человека приобрела принципиальные отличия от мозговой деятельности животных. В связи с этим высшая нервная деятельность человека «так поражающе резко выделяет человека из ряда животных, так неизмеримо высоко ставит человека над всем животным миром» (Павлов И. П., там же, с. 414). Таким образом, хотя самые общие законы высшей нервной деятельности, открытые в опытах на животных, распространяются и на высшую нервную деятельность человека, последняя имеет ряд принципиальных особенностей, которые необходимо учитывать, в частности, при производственном обучении.

В производственном обучении освоение новых навыков основано на выработке новых условных рефлексов. Но образование условных рефлексов у человека происходит значительно сложнее, чем у животных. Обычно в процессе производственного обучения учащийся полу чает от мастера словесные указания, инструкции. Например, мастер говорит: «Когда резец дойдет до риски — отводи его назад», Учащийся запоминает эту инструкцию и выполняет ее: при достижении резцом, риски на обрабатываемом изделии он отводит резец назад, действуя соответствующей рукояткой суппорта. В этом случае воспринимаемое зрением достижение резцом риски является условным раздражителем, перемещение рукоятки суппорта — рефлексом, а подкреплением этого рефлекса служит слово мастера «правильно». Подкрепляющее значение слова основывается на авторитете мастера—преподавателя, который в процессе обучения показывает правильные приемы труда. Когда мастер произносит слово «правильно», у обучаемого возникает представление о ранее показанных ему правильных приемах и уверенность, что его собственные приемы приближаются к образцу. Если слово «правильно» произнесет несведущий человек, оно не будет иметь подкрепляющего значения.

Однако эффективность подкрепления рефлекса только словом мастера еще недостаточна. Для достижения требующейся прочности и совершенства вырабатываемого рабочего навыка необходимо, чтобы учащийся сам осознал правильность и полезность достигнутого в труде результата. Условнорефлекторное подкрепление в трудовых действиях состоит прежде всего в сознаваемом работающим достижении полезного результата, имеющего значение для всего общества. Чтобы учащийся правильно выполнил требующиеся рабочие действия, а затем оценил полученный результат, у него в ответ на команду мастера в порядке условного рефлекса должны возникать правильные представления о требуемом рабочем действии. Руководствуясь этими представлениями, учащийся контролирует свои действия, направляет их и оценивает конечный результат действия.

Физиологическую основу представлений рабочих действий составляет остаточное, или следовое, возбуждение нервных центров, которое остается после выполнения предыдущей работы. Известно, что еще до начала работы, как только человек приходит на рабочее место, у него уже в порядке рефлексов, выработанных в предыдущей деятельности, возникает возбуждение соответствующих мышц, учащается дыхание, повышается частота сердечных сокращений, соответственно изменяются и другие физиологические процессы. В сознании все эти процессы отражаются как представление о предыдущей деятельности, В практике производственного обучения используются все эти свойства нервной системы человека и регулирующей деятельности коры головного мозга. Они служат физиологической основой для важнейших элементов производственной трудовой деятельности: обдумывания плана работы, в процессе которого образуются новые условные связи, уточняются прежние; формирования правильного представления о задаче данной трудовой операции; осуществления рабочих действий.

В процессе производственного обучения учащийся получает подробнее словесные объяснения задачи, понятный чертеж с указанием размеров и формы изделий, которые нужно изготовить, что способствует выработке правильного представления о задачах и путях их решения. Однако все эти меры достигают своей цели повышения квалификации учащегося и выработки у него новых трудовых навыков тем вернее и эффективнее, чем больше они соответствуют законам высшей нервной деятельности, в частности закону замыкания и подкрепления нервных временных связей. Всякий навык, привычка к работе осуществляются в организме с помощью условных рефлексов. Формирующиеся условные рефлексы должны получить условнорефлекторное подкрепление главным образом путем сознаваемого человеком достижения поставленной трудовой цели.

Все движения, возникшие случайно, не ведущие к достижению цели труда, не получают условнорефлекторного подкрепления и исключаются в результате торможения.