Элементы возрастной физиологии активности

Возрастное развитие двигательных качеств

Приспособление человека к различным видам труда в значительной мере зависит от возрастных особенностей организма. При прочих равных условиях выполнение одних и тех же трудовых операций для молодых рабочих представляет более трудную задачу, чем для взрослых. В этом можно убедиться если сравнить, например, долю максимального мышечного усилия, которую составляют обычные средние усилия, требующиеся для выполнения ручных работ. Усилия в 10 кгс на многих работах, выполняемых взрослыми и молодыми рабочими, явление нередкое. Но если 17-летний работающий подросток для развития такого усилия применяет около 1/4 своей максимальной силы, то 15-летний — около 1/3, а 12-летний — примерно 1/2 своего максимального усилия. Аналогичные соотношения отмечаются и в способности длительного поддержания статического усилия и в развитии быстроты движений.
В школьном и производственном обучении видное место занимает развитие у детей и подростков так называемых двигательных качеств: силы и выносливости мышц, быстроты движений, ловкости и координации движений. На рис. 30 и 31 представлены графики развития двигательных качеств и точности движений у детей и подростков. Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, рассматривается в педагогике как важное условие достижения высокой работоспособности на протяжении всей творческой жизни человека. Посредством правильно организованного физического воспитания можно повысить показатели двигательных качеств у детей и подростков, недостаточно физически развитых, и приблизить эти показатели к норме соответствующего возраста. У хорошо развитых детей и подростков посредством физических упражнений можно повысить показатели двигательных качеств до уровня, превышающего среднюю норму. В педагогике высказывается мнение, что целью физического воспитания и применения существующих упражнений должно быть возможно более полное выявление и усиление заложенных от природы наследственных задатков человека. С другой стороны, считается нежелательным такое воздействие упражнений, которое вызывает ускоренное развитие и, возможно, неполное, сокращенное прохождение отдельных стадий развития организма. Физиологами отмечается, что человек отличается от других представителей мира животных продолжительным периодом незрелости (детства и подросткового периода), когда он одновременно с физическим развитием усваивает зафиксированный предыдущими поколениями жизненный опыт.


Рис. 30. Графики развития двигательных качеств у детей и подростков (по А. А. Маркосяну и А. И. Васютиной): 1 — сила мальчиков, 2 — сила девочек, 3— выносливость мальчиков, 4 — выносливость девочек

Рис. 31. Графики развития точности движений (по А. А. Маркосяну и А. И. Васютиной): 1 — прыжок в длину с места на половину максимальной длины, 2 - бросание в цель с дистанции 2 м, 3 — бросание в цель с дистанции 4 м


Физиология труда