Физиологические критерии степени совершенства трудовых навыков

Из предыдущего краткого рассмотрения трудового навыка как сложной системы рефлексов, объединенной определенной производственной задачей и подкрепляемой эффективным решением этой задачи, дающим в результате полезную для общества продукцию, следует, что совершенство навыка можно оценивать не только по качеству и количеству получаемой продукции, но и по физиологическим показателям. На ранних этапах становления навыков, когда о продукции еще не может быть речи, а преподаватель все же должен как-то оценивать первые попытки учащихся осуществить требуемые по программе действия, эта оценка основывается обычно на внешнем впечатлении. Физиологический подход позволяет использовать для этой цели ряд физиологически обоснованных объективных критериев, которые могут способствовать уточнению оценки навыка и правильному выбору соответствующих мер педагогического воздействия.

Прежде всего к числу таких физиологически обоснованных критериев относится устойчивость навыка как системы рефлексов. Устойчивость навыка можно характеризовать степенью вариабельности продолжительности выполнения конкретных рабочих действий и пространственных показателей структуры движений (амплитуды движений, протяженности траектории и т. д.). Далее важным физиологическим критерием степени совершенства трудового навыка может служить  концентраций нервных процессов при выполнении рабочих действий. В качестве количественной меры концентрации нервных процессов может служить продолжительность развития во времени пачек токов действия работающих мышц. Эти пачки мышечных биотоков соответствуют развитию отдельных мышечных сокращений (тетанусов), наличие которых обусловливает развитие волн ускорений центра тяжести движущейся части тела при выполнении движений в гравитационном поле (поле силы тяжести). В биомеханическом отображении критерием совершенства навыка, следовательно, может быть продолжительность развития во времени волн ускорений. Критерием также может служить продолжительность развития и величина максимума волны скорости центра тяжести движущейся части тела, поскольку развитие скорости служит для накопления запаса кинетической энергии, используемой в последних этапах движения и обеспечивающей разгрузку мышц.

Для оценки сложных трудовых навыков, соответствующих выполнению сложных рабочих операций, состоящих из многих элементов, необходимо иметь критерии оценки точности планирования операции! При планировании операции в сознании работника должно иметься представление о цели данной операции и способах ее достижения. Об этом представлении можно судить по словесному отчету исследуемого, по тому, как он активно воспроизводит содержание словесной инструкции к выполнению данной операции. Кроме того, в нервной системе человека должны сохраниться следы от тех ощущений, которыми сопровождаются правильные рабочие действия, в том числе правильные рабочие движения. Наряду с этими следами ощущений большое значение имеют неощущаемые (находящиеся ниже порога ощущения) следы от раздражений нервных чувствительных окончаний (рецепторов), заложенных в двигательном аппарате (мышцах, суставах, сухожилиях).

Представление о цели операции и способах достижения цели, дополненное следами от непосредственных раздражений двигательного аппарата, составляет цельный интегральный образ правильного рабочего действия. Интегральный образ лежит в основе наброска плана выполнения рабочей операции. Обычно на начальных этапах развития навыка учащийся контролирует себя, вспоминая словесные указания, инструкции, данные, имеющиеся на чертеже, и зрительные образы, возникающие во время показа учителем правильных рабочих действий. На этом этапе ученик не может сосредоточить особое внимание на главном и на время оставить без внимания второстепенное. Для этого периода в развитии навыка характерно наличие остановок в работе, замедления действий, нарушений последовательности движений и элементов операций. После некоторого периода упражнения указанные недостатки постепенно устраняются, причем человеку начинают как бы подсказывать те ранее не замечаемые ощущения, которыми сопровождаются движения. Эти ощущения (а также и раздражения, не вызывающие ощущений) в начале периода упражнения безразличны ученику, затем условно связываются с определенными моментами в выполнении операции и начинают сигнализировать о мгновенном соотношении взаимодействующих сил и о тех действиях, которые должны выполняться в данный момент. Включение потока информации от органов чувств способствует уточнению движений, упрочению структуры движений и сохранению правильной последовательности движений и элементов операции.

В качестве критерия для оценки точности планирования операции и согласованности в этом планировании функций первой и второй сигнальной систем может служить соответствие словесно высказываемого плана действия реально осуществляемой двигательной деятельности.

В ходе упражнения трудовые навыки совершенствуются таким образом, что происходит одновременная концентрация нервного возбуждения, как е эффекторной части рефлекторного цикла (концентрация мышечной силы), так и в афферентной части (уточнение двигательного анализа). Концентрация мышечной силы проявляется в уменьшении физиологического интервала, т. е. в данном случае тех отрезков времени, в течение которых успевают развиться отдельные волны ускорения движущейся части тела (его центра тяжести) и в которых умещаются отдельные пачки биотоков, а также в тесно связанном с сокращением этих физиологических интервалов устранением лишних движений и лишних мышечных напряжений. Уточнение двигательного анализа проявляется в уменьшении величины замечаемых и исправляемых человеком отклонений от заданного направления движений. Производственными примерами точности двигательного анализа могут служить величины отклонений движений от горизонтальной плоскости при опиловке металла, величины отклонений плоскости пилы от заданного положения при распиловке дерева и т. п. [17]. В лабораторных условиях точность двигательного анализа определяют измерением разности между реальной величиной массы груза и той величиной, которую называет человек, пытаясь определить массу того же груза по ощущению усилия, требующегося для его поднятия. Чем больше эта разность, выраженная в процентном отношении к реальной, величине груза, тем грубее анализ, и, наоборот, чем меньше разность (относительная ошибка определения массы), тем выше точность анализа, тем тоньше двигательный анализ.