Хронометраж рабочих действий

Хронометражные наблюдения за выполнением учебных заданий учениками дало возможность представить динамику постепенного вхождения в работу и повышения уровня трудовых умений и навыков работы на токарном станке. Были проведены наблюдения за работой семи учеников: трех мальчиков и четырех девочек. Хронометраж работы проводился в двух вариантах. Первый — регистрация выполнения всех элементов операции и времени всей рабочей операции при работе ученика в течение 4 ч (смена). Наблюдения повторялись 2—3 раза на протяжении двух месяцев работы.

Второй вариант — хронометражные наблюдения на протяжении первого и второго часов работы. Наблюдались два-три ученика одновременно в течение двух месяцев, 1—2 раза в неделю. При этом отмечалось постепенное убыстрение работы. Так, если ученик Г. 13/Х обтачивал двухступенчатый винт за 786 с, то 10/XI он справлялся с тем же заданием за 454 с, а 1 /XII — в среднем за 402 с.


Рис. 51. Изменение затрат времени на выполнение рабочей операции в течение 4-часового урока в разные дни на протяжении периода обучения. Операция — обточка двухступенчатого винта

На рис. 51 представлены графики изменения затрат времени на выполнение рабочей операции в течение 4-часового урока (с десятиминутными перерывами через каждые 45 мин работы). Как видно на рисунке, затраты времени на рабочую операцию уменьшаются как день ото дня, так и внутри одного урока в зависимости от числа ее повторений. Процесс упражнения начинается с такого уровня, когда затрата времени в несколько раз выше достигаемых в дальнейшем величин. Уменьшение затрат времени затягивается на большой отрезок времени, вероятно, в связи с теми трудностями, которые были отмечены при анализе циклографических данных. Для физиологического обоснования учебного инструктажа большое значение имеет показатель вариабельности продолжительности выполнения рабочих операций, отражающий устойчивость ритма деятельности учащихся. Этот показатель изменяется параллельно изменению продолжительности операций, т. е. имеет тенденцию к снижению с уменьшением продолжительности операций. Усвоение правильного и устойчивого ритма рабочих действий составляет важный резерв повышения производительности труда и роста квалификации учащихся. Это положение подтверждается сравнением соответствующих величин у исследуемых учеников и у взрослых рабочих-токарей. В то время как у учеников вариабельность продолжительности операций колеблется в пределах 20— 60%, у взрослых рабочих не превышает 12,5%. Для определения наиболее варьирующего элемента и, следовательно, наиболее трудного для ритмизации было проведено изучение вариабельности различных элементов.

Полученные данные показывают, что наиболее варьируемый элемент рабочих действий — измерение. Менее варьируемый — точение. Этот вывод подтверждается на массовом статистически достоверном материале наблюдений и анализа киноциклограмм. Он свидетельствует о сравнительно более трудном освоении тех рабочих действий и рабочих движений, в которых движения совмещаются с функциями анализа раздражений и с решением мыслительных задач. К действиям этой категории в первую очередь и относится элемент «измерение». Измерение диаметра и длины детали обладает большим удельным весом в бюджете рабочего времени учащихся, составляя в разные дни, в зависимости от характера выполняемой операции, от 5 до 30%. Хронометражные наблюдения, проведенные за одним и тем же учеником на протяжении 1,5—2 месяцев работы на станке, показали, что за это время учащиеся постепенно совершенствуют методы измерения. Сначала они пользуются методом повторных измерений и постепенного приближения к заданному размеру, позже используют лимб и иногда за один проход резца доводят деталь до требуемого диаметра. Переход на работу с лимбом отражается на удельном весе времени, затрачиваемого на элемент «точение» (соответствующие величины уменьшаются с 30—40 до 15—16%). Удельный вес времени на элемент «измерение» не обнаруживает заметных изменений, соответствующая величина остается в пределах 20—27% от продолжительности всех операций. Постепенное качественное изменение способа выполнения элемента «измерение» свидетельствует о значительной перестройке рабочей установки, что должно быть учтено в инструктаже учащихся. Все эти материалы подтверждают правильность имеющегося в литературе мнения о необходимости при  проведении инструктажа учащихся уделять особенное  внимание предварительным указаниям и упражнениям, способствующим освоению знаний, умений и навыков специальных измерений.