Изучение точности кинестезического анализа

Поскольку сложные двигательные умения и навыки связаны с точным анализом раздражений рецепторов нервно-мышечного аппарата, в инструктаже необходимо предусматривать соответствующую подготовку двигательного анализатора и подчиненных ему отделов нервной системы. Значение точности кинестезического анализа для работы на токарном станке проявляется при измерении диаметра изделия. Ножки штангенциркуля при этом должны не слабо прикасаться к поверхности измеряемого предмета, но и не слишком сильно сжимать предмет. При отрезании детали и подрезании торца применяется ручная поперечная подача под контролем усилий, направленных через маховик суппорта на обрабатываемую деталь. При сверлении отверстий нажатие на сверло тоже регулируется при участии кинестезического анализа. Усилия при зажимании прутка в патроне, при закреплении резцедержателя также контролируются с помощью дополнительных движений, цель которых — подтвердить, что закрепленные предметы достаточно устойчивы и зажимающее устройство достигло требуемой степени неподатливости по отношению к дальнейшим усилиям.

Материал, полученный при многократном (3—4 раза) исследовании у 25 учеников точности кинестезии, позволяет, в известной мере, выяснить эти вопросы (описание методики исследования на с. 166—167, 201).

По характеру графики, показывающие дополнительные пороговые нагрузки, определяемые каждым из учеников при различных постоянных нагрузках, разделились на два типа. Графики первого типа характеризуют относительно низкий порог оценки величины груза как на малых нагрузках, так и на больших. Так, ученики, отнесенные к этой группе, различали при малых нагрузках (0,5—1 кг) прибавку в массе от 40 до 200 г, при больших нагрузках (2—3 кг) от 100 до 300 г. Графики второго типа выражают более высокий порог чувствительности кинестезического анализатора. Так, даже на малых нагрузках (0,5 кг) определение прибавок было менее точным (от 100 до 270 г). На средних же и высоких нагрузках порог определения еще более повышался: при нагрузке в 2 кг он был равен 400—900 г, а при нагрузках в 2,5—3 кг составлял 500—1000 г.

У одного ученика обнаружилась атипичная картина: он на малых грузах отличал лишь большую прибавку, на больших грузах различение прибавки было более тонким. При анализе успеваемости в обучении токарному делу оказалось, что все отлично успевающие ученики обладают низким порогом в оценке величины груза. Успевающие посредственно оказались по характеру графиков во второй группе, т. е. пороговая чувствительность кинестезического анализатора на добавочные нагрузки у них была более низкой.

Исследование порога суставно-мышечного чувства до и после уроков трудового обучения также позволило выявить некоторые различия. Отмечается тенденция обострения суставно-мышечного чувства после работы на токарном станке, снижение порогов различения нагрузок, в особенности при средних нагрузках. Некоторое снижение суставно-мышечного чувства после работы на станке было обнаружено у 3 учеников из 15, причем у них к концу работы снизилась и сила кисти, определенная по динамометру. По-видимому, в данном случае сказалось влияние утомления.

Таким образом, обучение профессии токаря тем успешнее, чем более совершенен в функциональном отношении двигательный анализатор у учащихся; работа на токарном станке, при которой воспринимается обилие разнообразных раздражений, способствует перестройке этого анализатора в функциональном отношении. Поэтому при разработке физиологически обоснованного инструктажа учащихся следует учитывать роль двигательного анализатора.