Киноциклографический анализ рабочих движений

Наблюдение процесса выполнения учащимися первых учебных заданий по обучению работе на токарном станке дало возможность установить ряд типичных рабочих действий, из которых слагаются рабочие операции, характерные для данного этапа обучения.

На рис. 50 представлены параметрические графики движений обеих рук ученика М. при выполнении рабочего приема «измерение длины изделия». На этих графиках нашла отражение такая последовательность действий: а — движение левой руки за штангенциркулем, находящимся на тумбочке слева от исследуемого ученика (увеличение значений координаты левой руки пол:); б — взятие штангенциркуля; в — передача штангенциркуля в правую руку; г — предварительная установка штангенциркуля на заданный размер; д — выключение станка левой рукой; е — вращение штурвала продольной подачи; ж — уточнение положения ножек штангенциркуля; з — приготовление к измерению; и — движение правой руки, удерживающей штангенциркуль, к измеряемой детали.


Рис. 50. Графики движений кистей рук ученика М. при выполнении рабочего приема «измерение длины изделия»:
А — правая кисть, Б — левая кисть; по горизонтали — время в кадрах киносъемки; по вертикали — перемещения кистей (точек над центром тяжести каждой кисти) относительно условной системы координат в направлении у — вперед — назад, в направлении x — вправо — влево, а, б, в... и — последовательные действия (описание в тексте)

Рассмотренные движения сочетаются с точным кинестезическим и зрительным анализом, в особенности при выполнении элементов измерения диаметра и длины. Систематизация такого большого количества осмысленных движений представляет сложную и трудную задачу, которую ученик решает постепенно, в ходе выполнения учебных и производственных заданий. Большая сосредоточенность на решении умственных задач нередко бывает сопряжена с ухудшением координации движений, когда, например, как это зарегистрировано у ученикам., инструмент переносится правой рукой на тумбочку, находящуюся слева, и т. д. Можно думать, что на этом этапе обучения могли быть принести пользу предварительные упражнения на закрепление последовательности экономных и точных рабочих движений, совмещенных с кинестезическим и зрительным анализом и решением мыслительных задач. Выполнение предварительных упражнений в условиях постепенного повышения темпа рабочих движений и усложнения их ритма могло бы способствовать использованию дидактического и физиологического принципа постепенности вхождения в сложную деятельность с учетом ее особенностей.