Меры предупреждения развития утомления

Физиология труда предусматривает необходимые меры предупреждения глубокого утомления и связанного с этим уменьшения производительности труда. Прежде всего в процессе производственного обучения надо избегать резкого, внезапного увеличения рабочей нагрузки и темпа. Производственные задания должны регулироваться так, чтобы постепенное повышение рабочей нагрузки соответствовало повышению работоспособности в ходе упражнения и тренировки.

Механизация и автоматизация производства освобождает работающего человека от необходимости выполнять простую физическую работу, в которой роль человека сводится только к тому, чтобы служить источником механической энергии. Но при наладке сложных тяжелых, стальных и чугунных, механизмов и ремонте их неизбежно применение значительных мышечных усилий. При большой срочности таких работ может потребоваться продолжительная напряженная физическая работа. Поэтому в процессе производственного обучения очень важно приобретение навыков физического труда и развитие мышечной выносливости. При этом мастерам необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

Работоспособность и выносливость у подростков до 18 лет ниже, чем у взрослых. Это установлено при определении таких показателей, как мышечная сила и выносливость. Физическая нагрузка учащихся этого возраста должна быть ограничена определенными пределами. Исследования, проведенные в Институте гигиены детей и подростков, показали, что нормы переноски грузов для подростков 14 лет должны составлять не более 6 кг, 15 лет —8,2 кг, 16 лет — 12 кг, 17 лет — 16,4 кг [3]. Согласно литературным данным, допустимая мощность работы для 14—17-летних юношей при двигательной работе Должна составлять не больше 4,3 ккал в минуту, а для девушек того же возраста — 3,2 ккал в минуту. В ряде случаев подростки; 13—14 лет могут достигнуть в результате тренировки высокого уровня физической работоспособности, но из-за ограниченных возможностей максимального поглощения кислорода они имеют более продолжительный период восстановления [14]. Следует также учитывать, что подростки моложе 16 лет в ограниченной степени способны повышать работоспособность путем усвоения оптимального ритма жизнедеятельности и противостоять утомлению с помощью мер компенсации. Поэтому при нормировании выработки для подростков необходимо соответственно снижать нормы по сравнению с нормами взрослого рабочего. Снижение норм выработки для подростков должно проводиться по двум направлениям — в виде снижения продолжительности периодов непрерывной деятельности и в виде снижения выработки продукции в единицу времени (за час работы). Советское законодательство предусматривает возможность установления пониженных норм выработки молодым рабочим (в том числе подросткам) на определенный период в начале их самостоятельной работы.

Степень утомительности физической работы зависит от уровня физического развития подростка [16, 33]. Хорошо физически развитые подростки обладают более высокой мышечной работоспособностью. Для подростков слабого физического развития нужно подбирать посильную возрастающую нагрузку, которую следует дозировать соответственно увеличению в процессе тренировки их роста, веса, мышечной силы и выносливости. Практической приблизительной нормой физической нагрузки может служить мышечное усилие и потребление кислорода, составляющие 30% от максимальных для данного подростка. Для подростков 14—15 лет можно рекомендовать на первых стадиях производственного обучения определенные оптимальные размеры инструментов: напильники не более 350 мм по длине и молотки массой 400 г.

Подростки (до 18 лет) особенно чувствительны к перегрузкам ограниченных мышечных групп, которые могут привести к перенапряжению нервно-мышечного аппарата, если не принять мер, предупреждающих это перенапряжение (переключение на другую работу, перерывы для отдыха, сокращение рабочего дня и т. д.). В работу, связанную с опасностью такого перенапряжения, следует включаться постепенно.

Важное средство предупреждения утомления — ритмизация труда, предусматривающая правильное чередование рабочих действий во времени.

В процессе ритмизации труда уточняются продолжительность и последовательность рабочих действий. Ритмизация рабочих движений способствует включению в промежутки между последовательными движениями расслабления мышц и нервного торможения. Эти продолжающиеся несколько десятых или сотых долей секунды паузы (микропаузы) имеют большое значение, так как чередование в нервных клетках процессов возбуждения и торможения является важнейшим условием высокой работоспособности человека. Важным элементом ритмической работы является своевременное расслабление при выполнении рабочих движений мышц, не участвующих в данном движении или препятствующих выполнению движений (мышц-антагонистов).

Усвоение правильного ритма рабочих движений — сложная задача для обучающегося. Вследствие того что в начале обучения у него не выработано ритмичного чередования процессов возбуждения и торможения, в нервной системе может происходить временное преобладание то одного, то другого из этих процессов. Обычно в начале работы преобладает процесс возбуждения, что внешне выражается в повышении темпа рабочих движений, но вскоре учащийся после чрезмерного возбуждения переходит в состояние нервного угнетения — такого торможения, которое часто характеризуют выражением «выдохся». Осторожное, постепенное овладение навыками ритмичной работы приводит к повышению работоспособности и усвоению правильного ритма труда. Объясняется это тем, что определенные моменты времени становятся для учащегося сигнальными раздражениями, реагируя на которые он приготовляется к очередному действию на несколько секунд раньше его фактического начала.

Первое условие ритмизации — это исключение случайно возникающих простоев (из-за неполадок производства). Недостаточное и нерегулярное поступление заданий сбивает ритм работы и не только снижает выработку из-за напрасной потери времени, но и повышает утомляемость обучающихся. Физиологами и гигиенистами установлено, что снижение до 50% плотности рабочего времени учащихся, проходящих производственное обучение, вызывает неблагоприятные сдвиги физиологических процессов. Повышение же занятости и увеличение-плотности рабочего времени до 80% заметно улучшает физиологические показатели работоспособности. Закреплению заданного ритма способствует учет продукции, т. е. работа по часовому графику.

Обязательное условие предупреждения утомляемости — правильное чередование периодов работы с периодами отдыха, т. е. режим труда и отдыха.