Физиологические основы формирования навыков рабочих нажимных движений

Производственная характеристика нажимных движений

Нажимные трудовые движения применяются при разрезании различных материалов (металла, дерева, пластмассы) и обработке их поверхностей. Освоение навыков нажимных действий на одном каком-либо конкретном примере знакомит учащегося с основными особенностями нажимных движений и способствует более успешному овладению сходными навыками в смежных отраслях труда. В качестве одного из примеров нажимных движений рассмотрим опиливание металла. Опиливание представляет собой процесс снятия стружки с поверхности изделия при помощи напильника. Точность опиленных изделий может находиться в пределах 0,150—0,005 мм и зависит как от вида применяемых напильников, так и от квалификации работающего. Методисты слесарного дела подчеркивают, что при работе с напильником следует сразу же вырабатывать у учащегося правильные приемы и предупреждать основную ошибку начинающих — качание и заваливание напильника в процессе работы.
Общие приемы и правила опиливания изложены в курсе слесарного дела [19] следующим образом. Подлежащее опиливанию изделие зажимают в тисках так, чтобы обрабатываемая поверхность выступала над губками тисков на высоту 5—10 мм. Зажим производят между нагубниками. Тиски должны быть установлены по росту работающего и хорошо закреплены. При опиливании надо встать перед тисками вполоборота к ним (слева или справа, смотря по надобности), т. е. повернувшись на 45° к оси тисков. Левую ногу выдвигают вперед по направлению движения напильника, правую ногу отставляют от левой на 200—300 мм, так чтобы середина ее ступни находилась против пятки левой ноги. Напильник берут в правую руку за ручку (рис. 41), упирая ее головкой в ладонь; большой палец кладут на ручку вдоль, остальными пальцами поддерживают ручку снизу. Положив напильник на обрабатываемый предмет, накладывают левую руку ладонью поперек напильника на расстоянии 20—30 мм от его конца. При этом пальцы должны быть полусогнуты и не поджаты, так как иначе их легко поранить об острые края обрабатываемого изделия. Локоть левой руки приподнимают. Правая рука — от локтя до кисти — должна составлять с напильником прямую линию. Напильник двигают обеими руками вперед (от себя) и назад (на себя) плавно, притом всей его длиной.


Рис. 41. Правильный способ взятия напильника (по А. А. Михайлову): а — правой рукой, 6 — левой рукой

Рис. 42. Распределение усилий при опиливании (по А. А. Михайлову)


При движении напильника вперед на него нажимают руками, но не одинаково и не равномерно (рис. 42). По мере его продвижения вперед усиливают нажим правой руки и ослабляют нажим левой. При движении напильника назад на него не нажимают. Если нажимать на напильник с постоянной силой, то в начале рабочего хода он будет отклоняться рукояткой вниз, а в конце рабочего хода — передним концом вниз. При такой работе будут «заваливаться» края обрабатываемой поверхности.
При распространенном методе пооперационного обучения опиливанию усвоение учащимися всех этих правил происходит медленно, с трудом и малоэффективно. При этом методе проводится много педагогических приемов: объяснение рабочей операции, рассказ об инструментах, о рабочих движениях, повторение учащимся, вызванным к доске, материала, усвоенного из объяснений преподавателя. Однако, несмотря на это, как только начинаются практические работы, большинство учащихся допускают ошибки в рабочих приемах и движениях [41].
Наблюдаются следующие типичные ошибки: неверное закрепление заготовки в тисках, неправильная хватка напильника (указательный палец на ручке, сбоку ручки, левая рука захватывает конец напильника), поза, параллельная тискам, левая нога поставлена перпендикулярно верстаку, правая нога сильно отставлена назад, сильный наклон тела вперед, качания туловища, учащенные движения (100—140 двойных движений вместо рекомендуемых 40—60 в мин.), недостаточное использование площади напильника, скованность, неуверенность движений. Такое положение вызвано тем, что преподаватели большей частью сосредоточивают свое внимание на конечном результате учебных занятий и не анализируют и не оценивают физиологический процесс формирования трудового навыка. Как справедливо отмечает Р. А. Низамов [41], при оценке изделий преподаватели ограничиваются определением его качества, не обращая внимания на  применение учащимся рабочих приемов.
Особенно важно привить учащимся правильные первоначальные навыки. На рис. 43 представлена полученная Н. А. Черненко [55, 56] графическая регистрация характерных для навыка опиливания давлений правой и левой рукой работающего. По горизонтали нанесено время в шестидесятых и в стодвадцатых долях секунды, по вертикали — отклонения записывающего пера осциллографа, пропорциональные усилиям правой и левой рук. Эти графики были получены посредством тензометрической регистрации усилий, развиваемых на концах напильника. Синхронно развивающиеся усилия рук наглядно подтверждают, что движения при работе напильником начинаются с быстрого возрастания усилий обеих рук; убывание усилий начинается раньше под правой рукой и происходит быстрее, чем под левой.


Рис. 43. Графики развития во времени усилий правей и левой рук при опиливании металла (по Н. А. Черненко)

Физиология труда