Определение уровня развития работоспособности

Возрастная физиология труда раскрывает закономерности постепенного развития у школьников и учащихся системы трудовых резервов мышечной работоспособности. При исследованиях и количественных характеристиках работоспособности детей и подростков максимальные нагрузки  мяло показательны, так как в этом возрасте еще недостаточно развит навык волевой предельно напряженной деятельности; большей частью дети прекращают работу задолго до достижения предельного напряжения. Маленькие дети воспринимают поставленные им задания неудовлетворительно. Еще не установлены точные возрастные границы, когда дети школьного возраста приобретают возможность точно воспринимать и выполнять задания на максимум работы.

Большое значение для достижения и поддержания высокого уровня работоспособности имеет согласованность между развитием мышечных усилий, уровнем расходования энергии, величиной внешней развиваемой человеком механической энергии и состоянием сердечнососудистой системы. Наконец, наиболее непосредственное представление о состоянии физиологического механизма регуляции мышечной деятельности и устойчивости системы рефлексов двигательного динамического стереотипа дают показатели концентрации возбуждения и ритма пауз между периодами возбуждения.

Таким образом, для развития мышечной работоспособности у учащихся, кроме сведений о результатах максимальной работы, необходимы данные о состоянии системы физиологических процессов, обеспечивающих оптимальное функционирование двигательного динамического стереотипа. В этой функциональной системе видное место принадлежит происходящим в мышцах биохимическим процессам, о которых можно судить по данным потребления кислорода и выделения углекислоты. Максимальное потребление кислорода будет достигнуто в тот момент, когда прекратится дальнейшее повышение потребления кислорода при увеличении нагрузки и концентрация молочной кислоты  превысит определенный уровень. Результаты исследований (см. рис. 32) показывают, что способность к максимальному поглощению кислорода в расчете на 1 мин и на 1 кг веса тела увеличивается до 20 лет, а затем уменьшается. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что дети менее, чем взрослые, приспособлены к выполнению интенсивной мышечной работы, требующей значительного потребления кислорода, что эта приспособленность увеличивается до 20-летнего возраста. После 30-летнего возраста показатель поглощения кислорода постепенно уменьшается. В связи с этим у лиц старше 40—50 лет уже заметно снижается способность к выполнению кратковременной интенсивной мышечной работы.

Для определения работоспособности применяется также индекс «работа — пульс». Этот индекс показывает, во сколько раз в среднем повышается частота сердечных сокращений при увеличении нагрузки на 10 Вт. По этому индексу получены данные, согласующиеся с данными определения максимальных нагрузок. Возрастные различия показателей максимального поглощения кислорода и показателей увеличения частоты сердечных сокращений необходимо учитывать в дозировке лицам разного возраста физкультурных и трудовых нагрузок.