Опыт разработки и применения физиологически обоснованного инструктажа учащихся, овладевающих навыками работы на токарном станке

Таким образом, предварительный инструктаж, соединенный с соответствующими упражнениями, обеспечивал более быстрое и совершенное формирование умений и навыков работы на токарном станке.

Одним из вариантов испытанного нами инструктажа был письменный инструктаж. Учащимся раздавались опросники, содержание которых на каждый учебный день согласовывалось с преподавателями. Учащиеся должны были в письменной форме ответить на вопросы, поставленные в опроснике, и проделать требуемые упражнения.

Важная особенность физиологически обоснованного инструктажа — его направленность на обеспечение не только полноценного результата рабочей операции, но и физиологически оптимального протекания цельной рабочей операции и всех ее элементов. Чтобы облегчить преподавателям совершенствование соответствующего комплекса движений, приводим схему планирования (алгоритм) действия при выполнении измерения диаметра детали у ученика 9-го класса (рис. 52, б) и квалифицированного рабочего (рис. 52, а). На обеих схемах последовательные рабочие движения условно изображены стрелками на фоне плана рабочего места. Направление стрелок указывает на начальные и конечные точки движений. При сравнении обеих схем видно, что рабочий начинает комплекс движений, в отличие от ученика, не, с взятия штангенциркуля, а с остановки станка, далее рабочий берет штангенциркуль не с тумбочки, находящейся далеко от него, а  с верхней поверхности суппорта и не левой рукой, а правой, вследствие чего у него отпадает необходимость передавать штангенциркуль из левой руки в правую. В связи с этим интересно проверить в практике обучения работе на токарном станке использование на рабочих местах специальных полочек (планшетов) для размещения на них измерительного инструмента. С нашей точки зрения, заслуживает внимания опыт рабочего-новатора Г. Борткевича, располагающего измерительный инструмент на планшете, находящемся впереди рабочего.


Рис. 52. Схемы планирования рабочих действий при выполнении приема «измерение детали штангенциркулем»: а — у квалифицированного рабочего, б — у ученика. Ш — шпиндель, Пр —пруток, Т — тумбочка, Р1 — начальное и R2 — конечное положение суппорта с резцом, М1 — маховик продольной и М2 — маховик поперечной подачи суппорта. Стрелками изображены движения рук: сплошная линия — правой руки, пунктирная — левой. Цифры — порядковые номера движений.

Последовательность движений у рабочего: 1 — отодвигание резца от прутка вращением правой рукой маховика продольной подачи (суппорт с резцом отходит вправо), 2— выключение станка нажатием левой рукой на кнопку, находящуюся слева, 3 — взятие штангенциркуля со станины правой рукой и установка его на требуемое деление (той же рукой), 4 — поднесение правой рукой штангенциркуля к измеряемой детали.

Последовательность движений у ученика: 1 — взятие штангенциркуля левой рукой (с тумбочки, находящейся слева), 2 — передача штангенциркуля из левой руки в правую, 3 — выключение станка, 4 — возвращение левой руки с кнопки на маховик продольной подачи, 5 — вращение маховика; 6 — уточнение установки штангенциркуля (двумя руками) и поднесение его правой рукой к измеряемой детали

Страницы: 1 2 3