Опыт разработки и применения физиологически обоснованного инструктажа учащихся, овладевающих навыками работы на токарном станке

Частный закон возрастной физиологии труда — формирование интегрального образа рабочих действий был успешно использован для повышения эффективности знаний и умений учащихся по техническому труду Ю. М. Лукьяновым [36]. В процессе изучения и критического анализа традиционной методики обучения школьников 7-х и 8-х классов средней школы Ю. М. Лукьянов обратил внимание на то, что существовавшие в то время инструкционные карты и методы инструктирования фиксировали основное внимание учащихся главным образом на конечном результате выполнения трудовых операций и приемов и недостаточно разъясняли значение и содержание подготовительных действий.

Учащиеся в подготовительном периоде освоения навыков работы на токарном станке не получали достаточно содержательной информации о правильности выполняемых ими действий. При выполнении заданий, указанных в учебных картах, большинство учащихся, вместо, того чтобы предварительно готовиться к работе, сразу приступали к основным практическим действиям. Словесные разъяснения важности предварительных действий не имели успеха. Тогда в инструкционные учебные карты внесли специальные задания и указали критерии, по которым можно было своевременно получать информацию о выполняемых предварительных действиях. Одновременно в инструкциях было предусмотрено и формирование образа должных предварительных действий. С этой целью были сконструированы специальные устройства, дающие непосредственные афферентные раздражения, которые оставляют в нервной системе следы возбуждения, соответствующие образу правильных рабочих действий. В частности, были сконструированы специальные ключи, снабженные предохранителем, для развития должного усилия при закреплении заготовки в патроне и резца в резцедержателе. Были сконструированы устройства для определения величины биения заготовки и обучения его устранению, для обучения правильным приемам пользования лимбами поперечной и продольной подач. Были предложены эталоны чистоты обработки поверхностей, критерий правильности ручной подачи резца в виде конфигурации вьющейся стружки. Для разъяснения способов выполнения отдельных предписаний учебных инструкций применялись эскизы, схемы и фотографии. Каждая фотосъемка производилась так, чтобы объектив фотоаппаратов располагался на том месте, где во время работы находится глаз ученика. Глядя на такую фотографию, легко представить себе оборудование в его действительном виде. Это способствовало более быстрому формированию интегрального образа рабочих действий, а также облегчало при чтении инструкции вспоминание соответствующих кинестезических ощущений.

Эффективность предложенной методики проверялась сравнением числа правильных и ошибочных действий, совершаемых учащимися экспериментальных и контрольных классов. Сравнения показали, что число правильных действий у учащихся 8-го экспериментального класса было выше, чем у учащихся контрольного класса. Так, например, первые правильно устанавливали и закрепляли заготовки в 81% случаев, а вторые в 31% случаев. Подобные результаты получены и при сравнении действий экспериментального и контрольного 7-х классов: учащиеся экспериментального класса правильно выполняли те же действия в 74% случаев, а учащиеся контрольного — в 19,5% случаев.

Как отмечает Ю. М. Лукьянов, одной из распространенных ошибок, которую совершали учащиеся контрольных классов, было закрепление заготовки с большим вылетом. Эту ошибку совершили 50% учеников 8-го и 55% учеников 7-го классов. Ю. М. Лукьянов объясняет это положение тем, что часто учащиеся торопились приступить к практической работе. Их внимание в основном было направлено на то, что именно надо сделать, чтобы скорее включить станок и начать обработку детали. Несмотря на предварительные объяснение и показ правильных действий, такие школьники нередко закрепляли заготовку с вылетом, превышающим нормальный в 1,5— 2 раза.

Страницы: 1 2 3