Опыт разработки и применения физиологически обоснованного инструктажа учащихся, овладевающих навыками работы на токарном станке

В предыдущих наших исследованиях были установлены характерные особенности специфических затруднений, возникающих у учащихся 9-го класса при формировании у них навыков работы на токарном станке на первом этапе обучения. Затруднения эти связаны со следующими физиологическими процессами: образованием новых двигательных условных рефлексов — новых рабочих движений; образованием новых условных связей, лежащих в основе умений решать новые мыслительные задачи; объединением ранее имеющихся рефлекторных механизмов, используемых при выполнении рабочих действий, с новыми рефлексами в цельную динамическую систему — рабочий динамический стереотип; накоплением (суммацией) следовых процессов возбуждения, составляющих физиологическую основу образа действия и представления о целях трудовых операций и способах достижения этих целей.

Были изучены системы двигательных рефлексов, обеспечивающие решение конкретных задач (выдвигание и закрепление прутка, измерение штангенциркулем), представления о задаче и способах ее решения, как они отображаются в словесных отчетах исследуемых и в планировании учащимися рабочих действий, проявления образа действия в способах контроля текущих производственных процессов (в частности, преобладание вначале зрительного контроля и постепенное уточнение и активизация кинестезического контроля). Отмечалось наличие у учащихся в ранних этапах формирования навыков разрозненности элементарных действий и рабочих движений, составляющих рабочую операцию, преследующую определенную производственную цель. Такое несовершенство сложных рабочих операций мы объясняем несовершенством интегрального образа рабочих действий у исследуемых нами учащихся. Отсюда следует, что в дополнение к предварительному  инструктажу и самостоятельной работе на станке необходимо широко применять текущий инструктаж в форме сочетания словесного опроса учащегося с упражнениями, в которых он выполняет рабочие действия и дает им подробное объяснение.

Использованная нами [9, 24] форма физиологически обоснованного инструктажа, соединяющего словесные указания и словесный (устный или письменный) отчет исследуемого с выполнением соответствующих учебных упражнений, была следующей.

После окончания вводной беседы преподавателя, до начала выполнения заданной работы, учащийся рассказывает, в чем заключается задание на данный урок (какое действие надо выполнить), в каком порядке оно будет выполняться (план выполнения рабочих действий); одновременно учащийся выполняет все называемые им действия и отвечает на дополнительные вопросы. В случае неправильного понимания задачи или неправильного выполнения действий, присутствующий при инструктаже преподаватель поправляет учащегося и дает дополнительные пояснения.

Эффективность применяемого инструктажа оценивалась по показателям скорости вхождения в работу, ритмичности и сознательности выполнения рабочих действий. Хронометраж рабочих действий производился путем записи по секундомеру продолжительности последовательных элементов рабочих операций. При обработке и анализе полученных таким образом данных выявлялись продолжительность вхождения в работу и вариабельность величин продолжительности операций, а также последовательность рабочих элементов в операции. В результате применения предложенного способа инструктажа скорость выполнения рабочей операции повысилась на 20—40% (больше у слабоуспевающих учащихся). Повысилась также и ритмичность действий — уменьшился коэффициент вариабельности рабочей операции.

Страницы: 1 2 3