Постепенное повышение рабочей нагрузки в режиме труда и отдыха

В первые месяцы производственного обучения должно быть обращено внимание на постепенное увеличение производственной и учебной нагрузки. В особенности важно учитывать это требование физиологии труда при производственном обучении подростков.

Советское законодательство о труде предусматривает длительность рабочего дня на производстве для подростков 15—16 лет 4 ч и юношей 16—18 лет — 6 ч. Соответственно определяется и норма сменной выработки и оплата труда. Если юноша 16—18 лет имеет квалификацию и работает в день 6 ч, т. е. 86% рабочего дня взрослого (при 7-часовом рабочем дне), то его норма сменной выработки составляет 86% от нормы взрослого рабочего. В этом законе учитываются отмеченные выше особенности работоспособности молодого организма, в частности меньшая по сравнению со взрослым человеком мышечная сила и выносливость. Но в режиме рабочего дня; обучающегося подростка необходимо, кроме тою, предусмотреть и меры предупреждения значительного производственного утомления, которое может быть вызвано дополнительной физиологической работой освоения трудовых навыков (она происходит в организме во время выполнения работы и продолжается во время перерывов и во внерабочее время).

По данным, полученным в специальных исследованиях физиологов труда, на первом году производственного обучения подростков наиболее рационально делать перерывы для отдыха продолжительностью до 10 мин через каждые 50 мин работы. Общая потребность подростков в отдыхе во время производственной работы составляет для 15—16-летних 10—15%, а для 16— 18-летних — 8—10% общего времени работы.

На основании исследований изменений рабочей нагрузки и ритмичности труда учащихся железнодорожных училищ [13] были рекомендованы два режима производственного обучения — для первой половины первого учебного года и для второй его половины. В первом режиме применяются 10-минутные перерывы через каждый час работы и перерыв на обед. Во втором режиме — короткие перерывы через каждые полтора часа работы и перерыв на обед.

На рис. 60 приведена примерная схема постепенного формирования режима рабочего дня для подростков на первом году производственного обучения специальности слесаря. Согласно этой схеме [33] в первый месяц производственного обучения подростка ежедневные занятия на рабочем месте должны продолжаться в течение двух часов в первую (дообеденную) половину рабочего дня; во вторую половину рабочего дня, после часового перерыва на обед, назначаются теоретические занятия в классах в течение двух часов. Во второй месяц обучения к двум часам производственного обучения на рабочем месте в первую половину рабочего дня добавляется один час производственного обучения во вторую половину рабочего дня. Начиная с третьего месяца обучения, занятия на рабочих местах и в классах проводятся в разные дни недели: в понедельник, среду и пятницу — производственное обучение; во вторник, четверг и субботу — теоретическое обучение.

В дни производственного обучения рабочий день составляет 4 ч — два часа до обеда и два после обеда. В четвертый месяц обучения в понедельник и среду рабочий день составляет 5 ч — два часа до обеда и три часа после обеда. (Согласно типичной кривой работоспособности было бы правильнее назначать три часа работы до обеда и два часа после обеда.) В пятницу рабочий день составляет четыре часа, так как к концу недели работоспособность несколько снижается. Разумеется, в периоды работы до и после обеда должны включаться короткие перерывы для отдыха и микропаузы соответственно динамике работоспособности и производительности труда. Положительное значение имеет и закаливающее воздействие на организм солнца и движения воздуха [50, 51].


Рис. 60. Схема постепенного формирования режима труда и отдыха для подростков 14—15 лет на первом году обучения специальности слесаря (по С. И. Крапивинцевой и др.): а — первый месяц обучения, б — второй месяц, в — третий месяц, г, д — последующие месяцы обучения, соответственно по понедельникам, средам (г) и по пятницам (о)

Распорядок занятий и отдыха, соответствующий возрасту, стажу работы и уровню квалификации обучающихся должен строго соблюдаться.