Физиологические предпосылки к профориентации учащихся

Эффективность производственного обучения в значительной мере зависит от правильного выбора учащимся профессии. Выбор профессии определяется многими факторами, среди которых видное место принадлежит актуальности профессии для развития общества на данном историческом этапе и соответствию требований, предъявляемых к работнику данной профессии, его индивидуальным возможностям. Физиологические исследования различных видов труда позволяют выявить ключевые физиологические функции (задатки будущих способностей), к которым относятся наибольшие профессиональные требования. С другой стороны, аналитические методы возрастной физиологии труда позволяют определить у каждого кандидата на обучение той или иной профессии уровень развития соответствующих физиологических функций.

В настоящее время разработаны физиологически обоснованные методы построения вероятностного прогноза успешности производственного обучения массовым профессиям, таким, например, как профессия токаря [21, 22, 28]. В этой методике оценивается в баллах уровень развития каждой из ключевых функций (с учетом значения функции для овладения профессией).

В профессии токаря нами учитываются 28 физиологических показателей, характеризующих различные стороны ключевых функций. Важнейшие из этих функций: концентрация мышечной силы и нервного возбуждения; точный двигательный анализ (мышечное чувство); точные слежения за контролируемым процессом; эффективное формирование интегрального образа рабочих действий; точный глазомер; быстрое и точное решение логических задач.

Концентрация мышечной силы и нервных процессов определялась с помощью прибора — концентратора. Концентратор позволяет определять повышение скорости двигательной реакции параллельно увеличению скорости движения прослеживаемого объекта — стрелки, движущейся по циферблату (рис. 54). Этот же прибор может служить для тренировок скорости восприятия раздражений и выполнения двигательной реакции.


Рис. 54. Схема устройства концентратора

Циферблат концентратора разделен на 12 равных частей. По циферблату при помощи моторчика движется с заданной угловой скоростью стрелка, которая на своем пути касается контактов К2, расположенных через равные интервалы. В зависимости от того, какие из контактов К1 замкнуты, к шлейфу осциллографа при каждом прикосновении стрелки к соответствующему контакту К2 подходят кратковременные импульсы тока от батареи Б1. Во время испытаний исследуемый смотрит на движущуюся стрелку и нажимает на телеграфный ключ Т в моменты, когда стрелка достигает определенных указанных в инструкции делений на циферблате. На осциллографе фиксируются правильные реакции и ошибки, интервалы времени от момента достижения стрелкой заданного деления до момента начала нажатия на ключ, а также интервалы возможного опережения двигательной реакцией момента начала сигнала к действию.

Точность двигательного анализа определялась на кинестезиометре, который позволяет определить ошибку в осуществлении исследуемым данной амплитуды движения под контролем зрительных и речевых ориентиров и без дополнительных ориентиров.

Для определения эффективности формирования интегрального образа рабочих действий использовался прибор «аттенциометр» Милеряна (см.: Психологический отбор летчиков. Под ред. Е. А. Милеряна. Изд. НИИ психологии УССР. Киев, 1966, с. 132—144). В приборе заложена программа различных сигналов, на которые исследуемый должен отвечать определенными действиями, напоминающими машинно-ручные действия станочника. Прогресс в овладении этой программой определялся после  пяти ее повторений. Предполагалось, что быстрое запоминание и точное воспроизведение в действиях исследуемого заданной программы отражает необходимый для токаря задаток способности мысленно формировать образ своей рабочей операции (технического процесса и собственных действий). Точность действий исследуемого учитывалась по количеству допускаемых ошибок, а также по величине коэффициента прогресса, отражающего скорость формирования и уточнения образа рабочей операции и увеличение продолжительности времени, в течение которого наблюдаемый процесс держится под контролем.

Глазомер определялся по точности деления линейки. Скорость и точность решения логических задач определялась с помощью таблиц двузначных чисел. Элементарная логическая задача заключалась в нахождении среди группы чисел наименьшего числа.

Страницы: 1 2