Физиологические основы развития трудовых навыков работы на станке

Производственная и физиологическая характеристики работы токаря

В производственном обучении большое значение имеет привитие учащимся навыков работы на станках, в частности на металлорежущих. Современные металлорежущие станки (в том числе токарные) представляют собой машинную промышленную технику, могущественное средство повышения производительности труда и качества работы. Холодная обработка металла резанием обеспечивает наиболее высокую точность изделий. Работа токаря (за редким исключением) не требует значительных физических усилий, но связана с напряжением внимания, с точным зрительным контролем и с выполнением точно координированных быстрых рабочих движений с совмещением различных двигательных функций обеих рук. При скоростном резании, а также при массовом изготовлении несложных деталей машинное время составляет около 60—80% операционного времени. На выполнение ручных приемов, например закрепление детали в патроне, съем готовой детали, подведение и отведение резца, измерение и т. д., приходится около 20—40% операционного времени. В течение всего рабочего времени станочник Находится в положении стоя.
В изменении работоспособности станочника большую роль играет формирование и нарушение сложного рабочего динамического стереотипа, так как обеспечение высокой точности резания требует применения множества точных, хорошо разученных рабочих навыков. Отсюда следует, что освоение сложных операций работы на токарном станке нельзя начинать сразу; прежде чем учащийся будет допущен к работе на станке, он должен изучить устройство станка, применение различных ручек и кнопок управления, твердо усвоить технику безопасности при работе на станке. Только после этого можно приступать к выполнению простейших работ, постепенно осваивая все более сложные операции. Знание и правильный учет изменений физиологических процессов при  овладении навыками токаря необходимы преподавателю не в меньшей мере, чем при обучении ударным или нажимным трудовым действиям. Преобразование физиологических процессов у обучающегося работе на токарном станке происходит под действием раздражителей, связанных с выполнением двигательных или умственных действий различной сложности. Поэтому целесообразно рассмотреть две условные ступени сложности этих процессов. Первая — освоение ручных действий, выполняемых при постановке заготовки, закреплении прутка и снятии готовой детали. Вторая — освоение ручных и машинно-ручных действий, обеспечивающих точное выполнение заданий, согласно чертежу и инструкционной карте.


Физиология труда