Некоторые физиологически обоснованные рекомендации к методике формирования навыков нажимных рабочих движений

Нажимные рабочие движения по продолжительности занимают в зависимости от характера деятельности различное время. Однако в среднем такие нажимные операции, как опиливание металла, во многих случаях по продолжительности стоят на первом месте. Например, по данным Л. В. Михайловой и Ц. Л. Усищевой [38], у учащихся 9-го класса на занятиях, посвященных изготовлению инструментов, предварительное опиливание металла составило 48% рабочего времени, отделочное опиливание поверхности металла, зачистка краев — 18%. При этом продолжительность таких нажимных операций, как резание металла, составляла 6%. Также значительно применение нажимных операций при работах на ремонте станков и изготовлении приспособлений к ним (26%). Отсюда следует, что ускорение и облегчение формирования навыков нажимных рабочих действий имеет существенное значение в трудовом и производственном обучении. Применение физиологически обоснованных рекомендаций здесь может принести заметную пользу. Физиологические рекомендации к совершенствованию методов развития трудовых навыков нажимных -движений полезны, во-первых, тем, что указывают кратчайшие пути формирования  и закрепления навыков, и, во-вторых, тем, что раскрывают средства ограничения или устранения факторов, сбивающих рабочую деятельность.

Так же как и при формировании навыков ударных движений, здесь оправдывается общее правило: для облегчения и ускорения формирования и совершенствования данного трудового навыка необходимо использовать в качестве критерия оценки совершенства навыка наряду с результативностью характеристику рабочей позы, структуры движения, точность и полноту интегрального образа разучиваемого рабочего движения. Применяя Перечисленные меры в процессе выработки у учащегося правильного навыка нажимного движения, можно создать благоприятные условия для суммации следов возбуждения и повышения концентрации нервных  процессов в двигательных нервных центрах и в рецепторах (органах чувств), воспринимающих раздражения, происходящие от мышечных усилий и перемещений звеньев тела в суставах.

Для ускорения и Облегчения образования системы рефлексов рабочего динамического стереотипа надо применять предварительные упражнения на отработку правильной позы и правильных движений, соединяя словесную инструкцию с одновременным выполнением упражнений.

В процессе выработки и закрепления системы рефлексов, образующих рабочий динамический стереотип и интегральный образ нажимного движения, важно добиваться объединения рефлексов правильной рабочей позы и правильных движений, характеризующихся балансировкой напильника и концентрацией нервных процессор и мышечных усилий в наиболее благоприятный момент для достижения результата.

При медленном формировании навыка нажимного движения, вследствие слабого развития концентрации мышечной силы, надо применять упражнения тренировочного характера. При отставании в совершенствовании кинестезического анализа — специальные упражнения на развитие и уточнение кинестезии. Для этого могут быть использованы тренажеры, построенные по плану описанного выше кинестезиометра. Из числа возможных вариантов тренировки кинестезического анализа следует выбирать наиболее соответствующий педагогической задаче и индивидуальным особенностям учащихся. Учащиеся, которые нуждаются в облегченном способе развития кинестезического анализа, могут тренироваться по третьему типу (с постоянным зрительным контролем). Тем, которые могут быстро и форсированно работать и совершенствовать кинестезический анализ, следует предложить работать по четвертому типу (упражнение на кинестезиометре при выключенном световом сигнале). Учащимся с ослабленной способностью объединять в интегральном образе следы от словесных указаний со следами от непосредственных раздражений можно рекомендовать упражнение по пятому типу (точные нажатия на рычаг тренажера или кинестезиометра, используя для поправок словесные указания экспериментатора).

Как было определено в специальных исследованиях [15], формирование трудовых навыков, в частности навыков опиливания металла, можно в известной мере ускорить применением соответственно подобранных физических упражнений. Наиболее эффективное влияние на обучение оказывают упражнения, направленные на общую физическую подготовку.

Среди факторов, сбивающих правильную нервную регуляцию нажимных движений, большое значение имеют факторы построения движения и взаимодействия мышечной силы с силами тяжести и инерции, сопротивления внешней среды, в том числе обрабатываемого материала. Значительное влияние на траекторию рабочего движения оказывает подвижность в различных суставах. В частности, Л. Е. Любомирским [37] и И. Н. Яровым [59] отмечено как сбивающий фактор наличие в начале обучения скованности, уменьшенной подвижности в локтевом суставе. Радикальным средством против скованности в суставах является повышение функциональной подвижности (физиологической лабильности) нервной системы и концентрация мышечной силы и нервных процессов на уменьшенном отрезке рабочей траектории и уменьшенном интервале времени. Упражнения, ведущие к повышению лабильности и к концентрации мышечной силы, ведут и к раскрепощению суставов.

Другая причина нарушения правильной регуляции нажимных движений — утомление. Возникает оно под влиянием процессов, развивающихся в нервной системе и в мышечной ткани. В нервной системе происходит чрезмерная суммация следов нервного возбуждения, приводящая вместо повышения к снижению функциональной дееспособности нервных клеток, а в мышечной ткани развиваются биохимические процессы, связанные с освобождением энергии из веществ, подвергающихся окислительному распаду с накоплением «засоряющих» ткань продуктов (углекислота, молочная кислота). По данным С. И. Третьяковой [54], энерготраты при опиливании металла составляют у учащихся профтехучилищ в среднем 161,9 ккал/ч (при предельной норме для взрослых 250 ккал/ч). Для предупреждения утомления, ведущего к снижению работоспособности и таким образом уничтожающего результаты обучения, упражнения и спортивной тренировки, надо применять те же меры и критерии, которые были указаны в главе VII и рекомендованы для профилактики утомления при рубке металла. Средняя частота сердечных сокращений при опиливании не должна превышать 105—120 ударов в минуту.