Упражнения для развития и уточнения кинестезического анализа

Для определения физиологически обоснованных оптимальных условий развития и уточнения кинестезического анализа нами [17] производились испытания пяти различных способов развития кинестезического анализа у учащихся:
упражнения в опиливании стандартной заготовки на тисках, оборудованных сигнальным устройством, в котором луч укрепленного на свободном конце напильника прожектора непрерывно указывал учащемуся на стоящем впереди тисков экране степень наклона напильника, а следовательно, и точность балансировки; отклонения напильника, превышающие допуск, регистрировались счетчиком;
упражнения в опиливании при наличии световых сигналов (вспыхивание лампочек) в момент нарушения заданной точности балансировки;
упражнения на кинестезиометре, заключающиеся в точных нажатиях рукой на рычаг (при варьируемом сопротивлении) под, контролем светящейся на экране кинестезиометра точки, которая при нажатиях на рычаг перемещалась относительно шкалы и устанавливалась на заданное деление;
те же упражнения при выключенном световом контроле;
те же упражнения при словесном сообщении учащемуся о допущенных отклонениях от заданного уровня, которые определялись экспериментатором по шкале скрытого от исследуемого стрелочного прибора.

Каждый из исследованных вариантов упражнения имел свои физиологические особенности.

Упражнения в опиливании стандартной заготовки под непрерывным зрительным контролем были такими, в которых перенос результатов упражнения на производственную операцию был максимально облегчен, так как упражнения выполнялись в процессе настоящего опиливания на обычном рабочем месте при соблюдении правильного схвата инструмента, правильной рабочей позы и нормального ритма рабочих движений. С другой стороны, этот вариант упражнения несколько затруднял развитие кинестезического анализа, так как внимание подростка не могло быть сосредоточено исключительно на информации кинестезического характера; учащийся должен был одновременно следить за соблюдением прочих производственных требований к выполняемой работе. Важной особенностью этого варианта упражнений было то, что учащийся непрерывно получал зрительную информацию о происходящей балансировке и о всех допущенных ошибках. Благодаря этому он мог получить хороший результат опиливания и избежать ошибок (завалов напильника), не используя или используя несознательно сигналы кинестезического чувства.

В отличие от предыдущего варианта упражнения в опиливании под моментным зрительным контролем, при котором учащийся получал информацию только в момент, когда допускалось отклонение напильника, превышающее определенные границы, предъявлялись более высокие требования к кинестезическому анализу подростка. В этом случае в Промежутках между моментами совершения ошибок (завалов напильника) он не получал зрительной сигнализации (лампочки не горели) и должен был ориентироваться в своих действиях в основном по сигналам кинестезического чувства.

Третий вариант упражнений был облегчен тем, что в нем исключалось большинство отвлекающих внимание раздражителей и учащийся имел возможность полностью сосредоточиться на восприятии и анализе кинестезических раздражений. Кроме того, в этом варианте упражнений он имел возможность решать поставленную перед ним задачу с максимальным использованием зрительной информации, которая могла оттеснить на второй план кинестезические сигналы.

Четвертый вариант отличался от третьего тем, что учащийся был вынужден при контроле за своими действиями полагаться исключительно на информацию кинестезического чувства.

В пятом варианте в качестве подкрепления правильных действий использовались не непосредственные раздражения, как в предыдущих случаях, а словесные сигналы экспериментатора. Поскольку словесное подкрепление имеет большое значение в образовании и воспитании, было желательно испытать его силу в выработке и уточнении кинестезического анализа.

Страницы: 1 2