Строительный генеральный план

Строительным генеральным планом называется схематическое изображение площадки строящегося комплекса или отдельного здания, на котором показаны существующие и проектируемые объекты, здания и сооружения, составляющие строительное хозяйство.

На время выполнения строительно-монтажных работ на строительной площадке необходимо разместить значительное количество вспомогательных сооружений. Для обслуживания работающих нужны бытовые и санитарно-гигиенические (гардеробная, столовая, уборная), а также административные помещения. Для монтажных машин устраиваются крановые пути, для монтажа и демонтажа — проезды и площадки. Могут понадобиться также места для механизированных установок по приготовлению бетона, раствора. На строительной площадке должны быть предусмотрены склады (открытые и закрытые) для хранения строительных материалов, изделий и конструкций, инструментов, спецодежды и инвентаря. Требуется также прокладка временных дорог и подъездов к местам хранения материалов, прокладка трубопроводов и электролиний для снабжения строительства водой, паром, газом, электроэнергией. Все эти объекты составляют строительное хозяйство и являются временными сооружениями. Стоимость строительного хозяйства должна быть минимальной, поэтому при составлении строительных генеральных планов количество и размеры временных сооружений определяют на основе предварительных расчетов.

Различают два вида строительных генеральных планов (стройгенпланов):
Общеплощадочный стройгенплан, составляемый при сооружении комплексов, состоящих из большого количества объектов (строительство завода, жилого микрорайона и т. п.), разрабатывают в составе документации проекта организации строительства.



Объектный стройгенплан, составляемый для отдельно строящегося здания, разрабатывают в составе документации проекта производства работ.

Основой для проектирования стройгенплана служит генеральный план строящегося объекта. При разработке объектного стройгенплана должны быть решены следующие задачи:
выполнение строительно-монтажных работ в заданные сроки;
постройка временных зданий и сооружений с минимальными затратами;
нормальное бытовое и санитарно-гигиеническое обслуживание всех работающих на данном строительстве; рациональная организация складского хозяйства, погрузочно-разгрузочных работ и построечного транспорта; безопасность условий труда и охрана здоровья трудящихся; выполнение требований пожарной охраны.

Для оценки эффективности составленного стройгенплана служат технико-экономические показатели: объемы работ по возведению объектов строительного хозяйства, стоимость временных сооружений и перевозок строительных грузов, площадь участка.

Проектирование объектного стройгенплана начинают с размещения на плане монтажных кранов и подкрановых путей, а также подъемников и других механизмов, так как этим в значительной мере предопределяется расположение других элементов строительного хозяйства. После этого определяют места для временных зданий и сооружений, для складов конструкций, деталей и материалов. Склады размещают в зоне действия подъемного крана, причем склад более тяжелых конструкций должен быть ближе к крану.

На стройгенплане должна быть предусмотрена площадка для укрупнительной сборки монтируемых конструкций, расположенная так, чтобы было удобно доставлять строительные конструкции к месту их установки.

Очень важно правильно разместить дороги на строительной площадке. Основная дорога шириной не менее 6 м должна быть запроектирована в виде замкнутого кольца, чтобы обеспечить беспрепятственный круговой проезд пожарных машин. Временные дороги на строительной площадке должны обеспечивать непрерывность и безопасность доставки строительных грузов. Дороги проектируют так, чтобы радиусы поворота обеспечивали безопасный проезд автопоездов с прицепами или полуприцепами.

Под административные, бытовые и санитарно-гигиенические помещения (контора производителя работ, столовая, гардеробная, душевые, умывальные, санузлы, камеры для сушки и чистки рабочей одежды, помещения для обогрева рабочих в зимнее время, места для курения) можно использовать имеющиеся на строительной площадке свободные помещения и здания, подлежащие в дальнейшем сносу. Для этого можно использовать также здания и отдельные помещения строящегося объекта, возведенные в первую очередь. Размеры временных сооружений определяют по расчету, в соответствии с нормами в зависимости от предполагаемого количества работающих на строительной площадке.

Выбор типа временных сооружений зависит от конкретных условий строительной площадки и организации производства, продолжительности строительства, а также от экономической целесообразности применения того или иного типа сооружения. Чаще всего применяются временные здания и сооружения инвентарного типа, изготовленные на производственных предприятиях строительных организаций. Если предполагается, что временные здания будут находиться на стройплощадке в течение трех и более лет, используют сборно-щитовые здания. Для строек, продолжительность которых не превышает 1,5 года, целесообразно использовать временные здания контейнерного или передвижного типа — инвентарные готовые небольшие здания, доставляемые на стройплощадку на грузовых автомашинах или трайлерах. Сооружения передвижного типа (вагон), доставленные на колесах к стройплощадке, подключают к постоянным или временным сетям электроснабжения, водопровода, канализации. По окончании работ «вагоны» легко, в качестве прицепов, перевозят на другую площадку. Такие временные помещения удобны для оборудования строительных площадок на отдельных участках или при сооружении отдельно расположенных объектов.

При разработке проекта организации строительства должны быть решены вопросы снабжения строительства водой и электроэнергией. Размещение проектируемых временных водопроводных сетей, а также сетей электроснабжения показывают на стройгенплане.