Блоки аппаратуры

Необходимая для надежной и безопасной работы пневматического двигателя аппаратура монтируется на воздухопроводных трубах около рабочего места, где эксплуатируется пневматическое устройство. Выполнение этой аппаратуры в виде отдельных узлов загромождает рабочее место, затрудняет монтаж и демонтаж воздухопроводов, усложняет их быструю переналадку, замену или ремонт. Кроме того, использование аппаратуры в виде самостоятельных, взаимно не связанных механических узлов в ряде случаев не позволяет монтировать трубопроводы под полом, а заставляет выполнять их подвесными, что загромождает цеха. Поэтому за последние годы у нас и за рубежом все большее распространение получает аппаратура, скомплектованная в комплексные агрегаты-блоки, обеспечивающие большие удобства в эксплуатации и позволяющие упростить системы пневмоподводки.

Простейший блок аппаратуры, состоящий из распределительного крана, обратного клапана, глушителя и манометра, примененный при работе на фрезерных станках с пневмодвигателями поршневого и диафрагменного типов, приведен на рис.10.

В корпусе который закрепляется с помощью болта и гайки непосредственно на столе станка в удобном для станочника месте, смонтирован распределительный четырехходовой кран 3 с плоским золотником. Кран имеет два выходных отверстия для присоединения к пневмодвигателю посредством штуцеров 8. Подача сжатого воздуха осуществляется через штуцер 7 обратного клапана; в последний ввернут манометр 6. Для снижения шума при выпуске сжатого воздуха в атмосферу применен оригинальный глушитель 2, укрепленный в корпусе крана. Он состоит из трех трубок различного диаметра, вставленных одна в другую и соединенных по торцам двумя фланцами. В стенках трубок выполнены отверстия диаметром 2 мм, а сами трубки смонтированы таким образом, что отверстия одной трубки не совпадают с отверстиями  следующей.   Отработанный  воздух  из пневмодвигателя проходит через отверстия всех трубок и без большого шума выходит в атмосферу; при этом уровень шумов снижается с 80—100 до 20—30 дБ.

Известны конструкции серийно выпускаемых глушителей (типа П-ГI и П-ГII) [11]. В них набор трубок заменен одной пористой втулкой — активным глушителем с радиальным выходом. Втулка снаружи защищена металлической сеткой и стянута с фланцами шпилькой.

Глушитель П-ГII имеет меньшее сопротивление, но большие, чем глушитель П-ГI, размеры.

В примененном в этом блоке кране 3 рукоятка общепринятой конструкции (см. рис. 7) заменена ручкой 4, не выступающей за корпус крана и закрытой кожухом 5. Это предотвращает возможность переключения крана и срабатывания пневмодвигателя при работе на фрезерных, сверлильных и других станках при случайном воздействии рабочего на выступающую за габариты крана рукоятку. В то же время относить краны или блоки управления далеко за пределы зоны обслуживания нецелесообразно, так как это вызывает необходимость в лишних движениях и снижает эффективность внедрения пневматики.

На рис. 11 изображен блок управления, примененный для токарных и револьверных станков. На подставке 13 укреплена стойка 8 с влагоотделителем 9, куда от сети через штуцер 10 подается сжатый воздух. Выпуск осевшей в влагоотделителе воды производится краном 12. Далее сжатый воздух проходит по отверстиям в стойке и связанной с ней колонки и попадает в переходник 2. От последнего воздух проходит в манометр 3 и реле давления 1. Одновременно через масленку 4, обратный клапан 5 и штуцер 6 сжатый воздух подается в распределительный кран 7. При переключении рукоятки крана сжатый воздух подается поочередно в каждую из двух воздухопроводящих трубок 11, а отсюда в полости пневмодвигателя. Такой блок устанавливается рядом со станком и позволяет управлять всей аппаратурой, не сходя с рабочего места.

Блоки пневмоаппаратуры выпускаются серийно некоторыми зарубежными фирмами [9]. На рис. 12 показан блок фирмы «Howa» (Япония), в котором скомплектованы влагоотделитель-фильтр, маслораспылитель, реле давления, манометр и обратный клапан. Литой корпус 1 закрепляется непосредственно в станке в удобном для работы месте через резьбовые отверстия, выполненные на всех его боковых стенках. Сжатый воздух подается в фильтрующую камеру через штуцер, вворачиваемый в отверстие 2, и проходит через фильтр и пружинный обратный клапан, закрытые крышкой 3. Уровень влаги, скапливающейся в дренажной камере, контролируется через смотровое окно 10, а периодический выпуск ее производится через кран )/. Реле управления срабатывает при давлении воздуха в сети 0,2 кгс/см2.

Масло заливается через пробку 7 в отдельную камеру. Уровень его заливки контролируется через окно 8, а подача сжатого воздуха для распыления масла производится краном 6. Рукояткой 5 регулируется давление масла, что контролируется по манометру 9. Через глазок 4 можно наблюдать за циркуляцией масла.