Диафрагмы

Основой диафрагменных пневматических двигателей является диафрагма. От правильности выбора материала и методов ее крепления во многом зависят надежность и долговечность работы пневматического механизма.

Материалом для диафрагм, применяемых в пневматических станочных приспособлениях, служит обычно мягкая листовая маслобензостойкая резина толщиной 3—8 мм с прокладками из технической хлопчатобумажной ткани корд. Диафрагмы наиболее успешно и длительно работают, если предел прочности их при растяжении составляет не менее 45 кгс/см2, а относительное удлинение равно 350%.

В пневматических двигателях применяют плоские и изогнутые (тарельчатые) диафрагмы, конструкция и основные размеры которых определяются ГОСТом 11942-71. Плоские резиновые диафрагмы в процессе работы подвергаются растяжению, на что затрачивается часть полезной мощности привода. Поэтому такие диафрагмы целесообразно применять при небольшом ходе штока (порядка 5—8 мм). При большей величине прогиба диафрагмы резко снижается усилие на штоке и, кроме того, возникает опасность обрыва диафрагмы; последнее может привести к аварии.

Диафрагмы изогнутой формы в процессе работы почти не подвергаются растяжению. Под действием сжатого воздуха такая диафрагма лишь изгибается в направлении давления воздуха, при этом усилие на штоке двигателя не снижается.

В качестве диафрагм для пневматических двигателей зачастую используют серийно выпускаемые мембраны, которые применяются в автомобильной промышленности.

При отсутствии диафрагмы тарельчатой формы, изготовленной вулканизацией в пресс-форме, практикуется применение искусственно деформированных диафрагм. Для этого плоскую заготовку диафрагмы принимают несколько больше (на 0,8—1,5%) по диаметру, чем посадочное место (обычно расточка) в корпусе двигателя, вследствие чего при установке ее образуется некоторый излишек материала. Благодаря этому диафрагма при работе не растягивается, а как бы выворачивается в направлении давления воздуха. Испытания изготовленных таким образом диафрагм показали, что усилие на штоке двигателя в этих случаях остается практически неизменным на всей длине хода. Проверка работоспособности подобной диафрагмы после 2 млн. включений показала ее хорошую износостойкость.