Реле давления

 Для автоматического отключения электропривода станка в случае падения давления сжатого воздуха предназначаются реле давления (рис. 5). Через одно из двух отверстий в корпусе 1 (рис. 5, а) сжатый воздух от сети попадает в полость корпуса и воздействует на мембрану. По второму отверстию корпуса сжатый воздух поступает по своему назначению (к двигателю). При изгибе мембраны под давлением воздуха фланец 2 и шток 3 перемещаются вверх. Торец штока замыкает контакты микропереключателя 6, включенного в цепь электропитания привода станка. Если давление сжатого воздуха в сети упадет ниже допустимого, то мембрана под действием пружины 4 распрямится, опуская фланец в шток. При этом контакты микропереключателя размыкаются, прекращая электроснабжение привода станка. После восстановления давления воздуха в сети шток вновь замыкает контакты микропереключателя, и электроснабжение привода станка восстанавливается. Пуск электродвигателя станка при этом производится нажатием кнопки на пульте.

Усилие пружины регулируется на нужную величину резьбовым колпаком 5. Этим достигается настройка реле на максимально допустимое для данной операции давление воздуха (обычно 2—4 кгс/см2), соответствующее обычно давлению, на которое отрегулирован регулятор давления, если он включен в состав аппаратуры данного пневмоустройства. Такие реле (типа В62-12) выпускаются Московским заводом пневмоаппаратов; они имеют чувствительность (наименьшую разницу в давлении, при которой срабатывает реле) 0,4 кгс/см2 и время срабатывания не более 0,2 сек.

Некоторую специфику имеет настройка таких реле на необходимое давление. Вначале реле подключается к пневмосети при давлении воздуха от 1 до 6 кгс/см2. Через регулятор давления (см. ниже) устанавливается давление сжатого воздуха, поступающего в реле, на 0,5 кгс/см2 превышающее давление срабатывания реле. При этом торец штока должен замкнуть контакты микропереключателя. Если же это не происходит, то регулируются натяжение пружины и положение микропереключателя. При прекращении подачи сжатого воздуха через регулятор давления размыкаются контакты микропереключателя, что контролируется электролампой.

Хорошо зарекомендовало себя на практике реле конструкции завода «Электрик», показанное на рис. 5,6. Оно надежно и удобно в работе, легко монтируется в пневмосистемах, просто в изготовлении.

В корпусе 8 выполнены два отверстия: горизонтальное и вертикальное. В первом расположен поршень 9, а во втором — вкладыш 7, проходящий через паз поршня. Вкладыш скреплен с подвижной колодкой 6, изготовленной из текстолита. Колодка имеет контактное кольцо 5. С другой стороны вкладыш скреплен с кнопкой 10. К корпусу крепится кронштейн 2 с двумя токопроводящими клеммами 3; вывод от одной клеммы соединяется с кнопкой включения электродвигателя станка, вывод другой клеммы —с фазой электродвигателя. Кронштейн закрыт текстолитовым кожухом 1, привернутым к корпусу.

Правый резьбовой торец корпуса соединяется через тройник с обратным клапаном, от которого сжатый воздух попадает в горизонтальное отверстие корпуса и отжимает поршень влево. Вкладыш своим уступом опирается на заплечико поршня и удерживается таким образом в крайнем верхнем положении. При этом контактные концы клемм будут расположены на контактном кольце колодки, и электрический ток будет поступать к двигателю станка. Далее через тройник сжатый воздух поступает в пневмосеть.

В случае падения давления сжатого воздуха в сети ниже допустимого срабатывает отрегулированная на соответствующее давление возвратная пружина 14; она отожмет поршень вправо. При этом заплечико поршня выйдет из соединения с уступом вкладыша, и последний под действием пружины 4 переместится вниз. Теперь контактные концы клемм выйдут из соприкосновения с контактным кольцом колодки, электрическая цепь питания двигателя станка разомкнётся, и работа электродвигателя станка прекратится. Пока шпиндель станка будет еще некоторое время вращаться под действием инерционных сил, давление воздуха в пневмоприводе падать не будет благодаря наличию обратного клапана. Следовательно, внезапной аварии (например, раскрепления заготовки) не произойдет.

Регулировка возвратной пружины производится болтом 13, При этом необходимо добиться такого натяжения возвратной пружины, которое обеспечит срабатывание реле при нужном для данной операции давлении (за давлением наблюдают по манометру). После регулировки пружины болт контрится гайкой 12, а на хвостовую часть корпуса навертывается колпачок 11. После этого колпачок пломбируется представителем службы техники безопасности. Вскрывать пломбу разрешается в исключительных случаях, например при ремонте реле или регулировке его на другое давление и только с ведома службы техники безопасности. После восстановления в сети нужного давления сжатого воздуха включение реле производится нажатием на кнопку 10, а включение электродвигателя станка — на кнопку «пуск».