Страницы: 1 2

Организация грузоперевозок автомобильным транспортом

Значительные резервы в области повышения эффективности использования транспортных средств и дальнейшего снижения себестоимости перевозок заключены во внедрении централизованных перевозок грузов. Централизация автотранспорта обеспечивает строителям своевременное получение от поставщиков материалов и конструкций, способствует высвобождению от участия в транспортном процессе агентов, экспедиторов и грузчиков строительных организаций, приводит к значительному улучшению использования автотранспорта, повышению производительности подвижного состава за счет улучшения качественных эксплуатационных показателей его работы, дает возможность использовать более совершенный подвижной состав специализированных автомобилей и автопоездов, сосредоточенных в крупных автотранспортных предприятиях.

Совершенствование работы автомобильного транспорта должно развиваться по пути дальнейшей централизации перевозок, укрупнения и специализации автохозяйств по роду грузов и условиям работы, улучшения оперативного планирования автоперевозок, повышения производительности подвижного состава за счет более полного использования пробега автомобилей, широкого применения прицепов и автопоездов, работы автомобилей в 2—3 смены и дальнейшей механизации погрузочно-разгрузочных работ. Расчеты показывают, что использование только одного из этих факторов — применение прицепов на перевозке строительных грузов — ведет к повышению выработки автомобилей в 1,7 раза и снижению себестоимости перевозок на 20—25%.

При организации централизованных перевозок доставку материалов и конструкций строительным организациям производит автотранспортное предприятие по заявкам поставщиков, которые производят оплату за работу автотранспорта, за экспедиторские функции и др. При этом погрузку строительных грузов, как правило, производят на своих складах поставщики, а разгрузку — грузополучатели. Стоимость услуг, которую автотранспортные предприятия предъявляют поставщикам, те в свою очередь начисляют на отпускную стоимость материалов или конструкций и предъявляют строительным организациям. В некоторых авто хозяйствах погрузочные и разгрузочные операции выполняют транспортники своими силами и средствами, что дает положительные результаты.

Помимо организационных мер в практику работы транспортников и строителей все шире внедряются экономические мероприятия, стимулирующие повышение эффективности использования автомобильного транспорта и способствующие укреплению деловых связей и хозрасчета, а также повышению ответственности за выполнение договорных обязательств. В частности, в последнее время в строительстве получила распространение прогрессивная форма укрупненных расчетов, когда строители оплачивают транспортные услуги за объект в целом или за этап строительства.

Применение укрупненных расчетов за автомобильные перевозки строительных грузов способствует улучшению качества обслуживания строительных организаций автотранспортом, снижению транспортных издержек, создает заинтересованность транспортников в конечном результате, что способствует ускорению ввода в действие строительных объектов, исключает возможности завышения в транспортных документах объемов и расстояний перевозок, а также ведет к сокращению документооборота и упрощению расчетов между строительными организациями и транспортными предприятиями.

В двенадцатой пятилетке осуществляется последовательный перевод на коллективный подряд и хозяйственный расчет наряду со строительными организациями и транспортных предприятий. Это также способствует повышению эффективности использования автотранспортных средств и создает дополнительные условия для большей заинтересованности работников автотранспортных предприятии в достижении конечной цели в системе строительного производства.

При планировании грузоперевозок автотранспортными средствами и организации доставки материалов и конструкций на строительные площадки необходимо определять потребность в транспортных средствах. В тех случаях, когда известны объем перевозок в тоннах или количество тонно-километров при заданной производительности транспортных средств, потребное количество автомобилей определяют расчетным путем.

Расчет потребности в транспортных средствах может быть уточнен с учетом реальных условий, в которых работает транспорт. Эти условия находят свое отражение через коэффициент использования парка, который практически равен 0,75—0,85 и зависит от технического состояния машин, условий эксплуатации, качества ремонтов и др.

При организации монтажа сборных конструкций с транспортных средств потребное количество транспортных единиц определяют для двух случаев: автотягач постоянно работает с одним и тем же прицепом; автотягач работает с двумя и более прицепами (маятниковая схема).

При маятниковой схеме движения транспортных средств продолжительность цикла работы автопоезда складывается из времени выполнения ряда технологических операций.

При организации перевозки строительных конструкций по маятниковой схеме количество прицепов всегда больше количества тягачей.