Страницы: 1 2

Организация автомобильного транспорта

Организационные формы управления автотранспортом в строительстве изменялись и совершенствовались по мере роста объемов строительно-монтажных работ, а также в связи с увеличением количества транспортных средств.

С начала развития отечественного автомобилестроения и до 1960 г. строительные организации были оснащены собственным автотранспортом, осуществляя его содержание и эксплуатацию. При этом только незначительная часть автомашин концентрировалась в крупных автохозяйствах  входящих в состав строительных трестов. Большинство же автомобилей было рассредоточено по мелким хозяйствам. Такие хозяйства не располагали базой для организации нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств.

В 1958—1960 гг. произошла централизация автотранспорта и он был изъят у строительных организаций. Перевозку строительных грузов в этот период осуществляли автохозяйства общего пользования по заявкам строительных организаций.

В настоящее время основной организационной формой являются хозрасчетные автотранспортные тресты, входящие в состав Главных территориальных управлений или республиканских министерств. Эти тресты по договорам со строительными организациями осуществляют основной (свыше 70%) объем перевозок грузов. Остальная часть грузов перевозится автомобильным транспортом общего пользования.

В крупных городах автотранспортные предприятия находятся в системе исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Дальнейшее совершенствование организационных форм управления автотранспортом в строительстве идет по пути создания производственных автотранспортных объединений, состоящих из одного головного автохозяйства и нескольких автобаз — филиалов. Опыт работы таких объединений показал, что они в наибольшей степени отвечают требованиям эффективной организации перевозок строительных грузов.

Взаимоотношения между строительными организациями и автотранспортными предприятиями определяются типовым годовым договором на перевозку грузов. Годовой договор регламентирует взаимоотношения сторон и формы ответственности за выполнение договорных обязательств. В соответствии с этим договором автотранспортное предприятие по согласованию со строительной организацией за 10 дней до начала квартала составляет месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов. Перевозки грузов осуществляют на основании заявок. К заявке прилагают согласованный сторонами график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок грузов.

Размер платы за перевозку грузов, а также размер сборов за выполнение автотранспортным предприятием операций и услуг, связанных с перевозками, определяются на основании действующих тарифов. В случае нарушения договорных обязательств стороны несут взаимную материальную ответственность.

Повышение эффективности перевозок автомобильным транспортом осуществляется за счет оптимизации плана перевозок. Для этого применяют математические методы и ЭВМ, что дает возможность оптимизировать транспортные маршруты и в результате сократить расстояние перевозок, осуществляя рациональное закрепление автопредприятий за поставщиками, и приводит к снижению холостых пробегов автомобилей.

Не менее важным является оптимизация структуры транспортных средств. Структура автомобильного парка, т. е. наличие в его составе того или иного количества автомобилей разных типов и грузоподъемности, должна в максимальной степени учитывать особенности выполняемых перевозок по видам грузов, рациональным партионностям отправок, условиям выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ и соответствовать видам погрузочно-разгрузочных и других работ, а также соответствовать видам строительно-монтажных работ, интенсивности и последовательности их выполнения. От этого соответствия в значительной степени зависят суммарные издержки на перевозки и производительность труда при их выполнении. Использование для перевозок строительных материалов и конструкций автомобильного парка наиболее рациональной структуры позволяет уменьшить размер транспортной составляющей в себестоимости перевозимой продукции до 20% и, следовательно, обеспечить снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

Автомобильный парк в настоящее время состоит главным образом из автомобилей так называемой средней грузоподъемности, преимущественно универсального назначения. Между тем переход к индустриальному строительству вызвал изменения габаритных размеров и массы грузов, что, в свою очередь, приводит к необходимости широкого применения различных видов специализированных автомобилей (панелевозы, сантехкабиновозы, фермовозы, контейнеровозы и др.). При специализации транспортных средств обеспечивается большая сохранность грузов и сокращаются потери строительных материалов при перевозке. Кроме того, специализация снижает затраты труда и создает необходимые условия для внедрения комплексной механизации на погрузочно-разгрузочных работах.