Требования к парку машин и показатели количественной оценки механизации
- Формы организации парка строительных машин
- Тресты механизации
- Малая механизация
- Планирование деятельности трестов и управлений механизации
- Взаимоотношения треста и управлений механизации со строительными организациями
- Диспетчерское управление работой парка строительных машин
- Техническое обслуживание и ремонт строительных машин
Повышение производительности труда в строительстве, сокращение и вытеснение тяжелого физического труда может быть осуществлено за счет комплексной механизации и автоматизации строительства, в первую очередь механизации таких массовых и трудоемких работ, как земляные, погрузочно-разгрузочные, монтаж строительных конструкций, отделочные работы.
Общие затраты на эксплуатацию строительных машин составляют 13—15% от себестоимости строительно-монтажных работ. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. «Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством» строительно-монтажный трест обеспечивается необходимыми средствами механизации и транспорта либо путем оснащения ими подразделений треста, либо путем закрепления за трестом в оперативное подчинение специализированных подразделений по транспорту и механизации, находящихся в составе министерств и главных территориальных или специализированных управлений по строительству. При этом деятельность указанных специализированных организаций оценивается исходя из конечных результатов строительного производства.
В капитальном строительстве занято огромное количество крупных современных машин, грузовых автомобилей, средств малой механизации. Рациональное использование этого мощного парка машин — непреложное требование экономики. Для этого прежде всего необходимо улучшить эксплуатацию машин. Основное внимание следует уделять использованию внутренних резервов, в том числе увеличению продолжительности рабочего времени машин, сокращению внутрисменных потерь рабочего времени машин, а также повышению сменности работы (для крупных машин — экскаваторов, бульдозеров, кранов — не менее двух смен), что дает возможность высвободить значительную часть изношенных машин.
В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года», утвержденных XXVII съездом КПСС, сказано: «...Ускорить создание и внедрение прогрессивной технологии, систем машин и механизмов, обеспечивающих комплексную механизацию строительных и монтажных работ, особенно в условиях реконструкции действующих предприятий. Заменять на отделочных работах традиционные трудоемкие процессы современными индустриальными методами. Существенно увеличить производство специализированной строительной техники на предприятиях строительных министерств» *.
Одно из существенных направлений развития механизации строительного производства — совершенствование структуры парка строительных машин с целью максимального приближения ее к требованиям строительного производства. Многообразие средств механизации требует комплексного, системного подхода к организации рациональной структуры парка машин.
Рациональная структура парка машин — это соответствие машин по номенклатуре и количеству для выполнения запланированного объема работ в установленные сроки при минимальной их стоимости.
В число факторов, влияющих на стоимость выполнения работ, входят: объемы работ, дислокация объектов строительства, стоимость машин, климатические условия зоны строительства, транспортные условия и ряд других.
Для снижения стоимости работ в двенадцатой пятилетке увеличивается удельный вес машин повышенной единичной мощности (грузоподъемности). Так, в частности, расширяется применение: экскаваторов с ковшом вместимостью 1,6 и 2,5 м3, одноковшовых погрузчиков грузоподъемностью 4 и 6 т, гидравлических кранов с телескопическими стрелами грузоподъемностью 25 и 63 т.
* Материалы XXVI1 съезда Коммунистической партия Советского Союза М. С. 309.