Страницы: 1 2 3

Основные положения планирования капитального строительства

Общие принципы планирования, характерные для социалистической экономики, реализуются в строительстве через планирование капитальных вложений и деятельности строительных организаций, причем имеется в виду, что эта деятельность организуется так, чтобы реализовать планы капитальных вложений с максимальной эффективностью.

Планы строительного производства разрабатываются на основе системы плановых показателей и экономических нормативов, построенной исходя из принципов максимального сокращения их числа. В соответствии с постановлением «О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве» различают плановые показатели и экономические нормативы в пятилетних и годовых планах, утверждаемые министерством и ведомством СССР, осуществляющим подрядные строительно-монтажные работы.

Для пятилетних планов приняты следующие плановые директивные показатели и экономические нормативы.

1. Ввод в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения. Производственные мощности, объекты и сооружения различного назначения, сданные в эксплуатацию в установленном государством порядке и подготовленные к производству продукции или оказанию услуг населению, являются конечным результатом деятельности строительных организаций, реализованной продукцией строительства. В составе заданий по вводу в действие мощностей и объектов выделяется ввод за счет технического перевооружения и реконструкции ввиду их высокой эффективности, позволяющей обеспечить потребности народного хозяйства в производственных основных фондах с меньшими затратами и в более короткие сроки.

2. Показатель объема строительно-монтажных работ — валовой показатель, включающий в себя незавершенную строительную продукцию. Вместе с тем этот показатель является основой для заключения договоров подряда между заказчиками и подрядчиками, определения потребности в материально-технических ресурсах, определения фонда заработной платы по установленному директивному нормативу.

Все это создало необходимость сохранения показателя объемов работ в качестве директивного с придачей ему функций расчетного показателя.

При планировании различают объемы строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами (самой организацией, деятельность которой планируется), и объемы работ по генподряду, в состав которых входят объемы работ, выполняемые субподрядчиками. Последняя форма показателя объема работ свидетельствует об умении генподрядчика организовать весь комплекс подрядных работ, обеспечивающий в результате своевременный ввод мощностей и объектов различного назначения в эксплуатацию.

3. Превышение результатов над затратами в денежной форме является сущностью показателя прибыли, который наилучшим образом характеризует экономические результаты деятельности строительной организации. Поэтому прибыль положена в основу всей хозрасчетной деятельности строительных организаций как обобщающий экономический показатель, главный источник, обеспечивающий развитие строительных организаций и социальное развитие трудовых коллективов.

Прибыль — ключевой показатель в системе экономического стимулирования, так как значительная ее часть остается в распоряжении строительных организаций и поступает в фонды экономического стимулирования. При прочих равных условиях получение большего размера прибыли обеспечивает при стабильных нормативах отчислений от прибыли в бюджет больший размер средств, направляемых в фонды экономического стимулирования. Все это позволяет реализовать принцип экономической заинтересованности в улучшении результатов деятельности строительных организаций.

4. Рост производительности труда устанавливается как рост выработки на одного работника строительной организации по сравнению с базовым периодом, за который принимается предплановый год. При этом выработка может определяться двумя способами — по сметной стоимости строительно-монтажных работ и по нормативной условно-чистой продукции. Последний показатель снижает влияние материалоемкости на производительность труда и позволяет более точно оценивать результативность использования живого труда в деятельности строительных организаций. Показатель производительности труда является фондообразующим и его выполнение непосредственно влияет на размер фондов экономического стимулирования строительной организации.

5. Внедрение новой техники связано с определенной перестройкой строительного производства, с дополнительными затратами труда и времени как непосредственно на строительной площадке, так и в сфере управления. При этом должна быть преодолена сила привычки, стремление повторять сделанное вчера. Поэтому несмотря на очевидность эффективности новой техники, процесс ее внедрения должен быть предметом плановой политики. Это означает, что в число директивных показателей вводятся задания по освоению новой техники.

6. Задания по оказанию платных услуг населению. Для строительных организаций это могут быть платные услуги, связанные со строительством индивидуальных жилых домов в городе и на селе или на садово-огородных участках, помощь в строительстве различного вида кооперативов (например, гаражных). В целом по стране объем платных услуг намечено увеличить в двенадцатой пятилетке в 1,3—1,4 раза.

7. Лимиты централизованных капитальных вложений и строительно-монтажных работ по собственному капитальному строительству. Строительные организации могут строить не только для заказчиков, но и для себя с целью развития собственной материально-технической базы и объектов социальной сферы. Как любое другое государственное предприятие, строительная организация наделяется при этом лимитами централизованных капитальных вложений с выделением объема затрат на строймонтаж, в пределах которых она решает собственные задачи развития. Заказчиком при этом выступает вышестоящая строительная организация.

8. Норматив отчислений от прибыли в бюджет. Полученная строительной организацией прибыль делится на две части, одна из которых в обязательном порядке отчисляется в государственный бюджет. Величина этого норматива разбивается по годам пятилетки и корректировка его запрещена. Поэтому строительная организация получает возможность предвидеть размеры поступающих в ее распоряжение средств в зависимости от уровня экономических результатов хозяйственной деятельности.

9. Норматив образования единого фонда развития науки и техники позволяет определять размер средств, накапливаемых для проведения научных исследований в области строительного производства и внедрения новой техники (например, в области применения современных технологических и организационных решений).

10. Норматив заработной платы работников, занятых в строительстве, в том числе руководящих, инженерно-технических работников и служащих. Норматив заработной платы устанавливается как предельная величина в расчете на 1 руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, что позволяет определить предельный фонд заработной платы. Выделение в составе норматива заработной платы части, связанной с оплатой труда ИТР и служащих, позволяет дифференцировать фонд заработной платы по категориям работников строительной организации.