Страницы: 1 2 3

Основные положения планирования капитального строительства

Закон планомерного развития, действующий в социалистической экономике, реализуется через систему планирования. Строительство, являясь частью народнохозяйственного комплекса, также развивается и действует на основе планирования, причем главной задачей планирования строительства является полное и своевременное обеспечение потребностей страны в основных фондах в виде зданий и сооружений в строгом соответствии с намеченными темпами развития народного хозяйства по его отдельным отраслям, экономическим районам и республикам. Причем объекты, вводимые в эксплуатацию, должны быть полностью подготовлены к выпуску соответствующей продукции или оказанию услуг населению с непременным выполнением требований по качеству.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1986 г. «О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве» поставлены задачи повышения эффективности инвестиционного процесса, сокращения продолжительности строительства, снижения стоимости и материалоемкости, подъема на новый индустриальный уровень строительного производства, улучшения системы его планирования, что реализуется осуществлением практических мер по повышению роли пятилетних и годовых планов.
К планированию предъявляются следующие основные требования: 1. Планы должны быть конкретны, что предопределяет их выполнимость. Это означает, что при планировании следует тщательно изучать и учитывать реальные возможности строительных организаций и условия, в которых планы будут выполняться. Принятые плановые решения должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими и трудовыми ресурсами, проектно-сметной документацией, мощностями строительных организаций. Неполное обеспечение исполнителей хотя бы одним из этих элементов может привести к невыполнению плановых заданий.


2. Планы должны быть стабильны. Плановые задания должны оставаться неизменными в течение всего планового периода.
Любое изменение плана связано с перестройкой производства, что снижает темпы работ, приводит к неизбежным непроизводственным затратам, падению производительности труда и выработки строительных машин. Стабильность планов достигается тем, что показатели деятельности строительных организаций и экономические нормативы устанавливаются в пятилетних планах с разбивкой по годам. Нормативы должны учитывать повышение эффективности строительного производства, и после доведения их до строительно-монтажных организаций изменению в годовых планах не подлежат. Аналогично не корректируются сами годовые планы и разбивка хода их выполнения по кварталам года.
3. Планы должны обеспечивать непрерывность процесса планирования, что достигается наличием системы планов разного уровня, начиная с Комплексной программы научно-технического прогресса и кончая оперативными планами по реализации заданий годовых планов. В этой системе принципиально важное место занимают пятилетние планы экономического и социального развития народного хозяйства страны, являющиеся основной формой государственного планирования вообще. Пятилетние планы имеют разбивку плановых заданий и экономических нормативов по годам пятилетки, что является основой разработки годовых планов деятельности строительных организаций.
4. Планы должны быть напряженными. Разработанные планы считаются напряженными, если весь планируемый прирост объемов строительно-монтажных работ намечено получить без увеличения численности работников строительной организации и без прироста производственных фондов, т. е. только за счет интенсивных факторов: роста производительности труда, увеличения выработки строительных машин, например, за счет повышения сменности их работы, экономии и лучшей сохранности строительных материалов. Увеличение количества работников и размера производственных фондов рассматриваются при этом как экстенсивные факторы, связанные с привлечением дополнительных ресурсов и с ненапряженностью принятых планов.


Строительное производство