Определение производственных запасов строительных материалов конструкций и деталей

Запас материалов и деталей на строительной площадке должен обеспечивать бесперебойное производство работ и вместе с тем не быть чрезмерно большим. Излишние запасы материалов и деталей замедляют оборачиваемость оборотных средств и, следовательно, увеличивают потребность в них, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии строительных организаций.

Величина запасов материалов, конструкций и деталей на складе может колебаться в значительных пределах от минимально необходимого (например, при монтаже крупнопанельных зданий с транспортных средств) до полугодовой и более потребности строительства (например, при доставке материалов водным путем в короткий навигационный период).

Общие размеры производственного запаса складываются из следующих составляющих: текущего запаса, подготовительного запаса, гарантийного (страхового) и сезонного запасов. Текущий — должен обеспечивать бесперебойную работу строительно-монтажной организации в период между поставками в том случае, если они производятся неритмично. Подготовительный—предназначен для удовлетворения потребности строительства в период приемки, разгрузки, комплектации, сортировки и лабораторного анализа материалов. Гарантийный (страховой) — создают для компенсации возможных перебоев в доставке материалов, конструкций и деталей вследствие неравномерной работы транспорта (особенно железнодорожного) и нарушения договорных сроков отгрузки материалов заводами-поставщиками. Сезонный — создают для материалов, завозимых на объекты в навигационный период или по «зимнику» в районах, где их доставка в летний период из-за отсутствия  дорог невозможна. Текущий и подготовительный запасы объединяют иногда под общим названием «текущий запас».

Если обозначить средний суточный расход материалов, конструкций и деталей через q, интервал между двумя смежными поставками через t1, период приемки, разгрузки, комплектации, сортировки и лабораторного анализа материалов через t2, число дней работы, на которое рассчитывается страховой запас, через t3, а сезонный запас через t4, то общая величина производственного запаса будет равна
P = q(t1 + t2 + t3 + t4). (9.1)
Величину q определяют на основании календарных планов строительства на период наиболее интенсивного потребления материалов, конструкций и деталей. Если на момент расчета потребных запасов еще не разработаны графики строительства, то величину q можно определить путем деления общей потребности в данном материале Q на число дней потребления материалов, конструкций и деталей Т с учетом коэффициента неравномерности потребления материалов, конструкций и деталей в течение расчетного периода К1 = 1,3 и коэффициента неравномерности поступления материалов, конструкций и деталей на склады К2 исходя из конкретных условий снабжения (для водного транспорта К2 = 1,2, железнодорожного и автомобильного К2=1,1), тогда
q=Q/TK1K2  (9.2)
Интервалы между поступлениями партий материалов, конструкций и деталей устанавливают в договорах с заводами-поставщиками. При отсутствии договоров следует исходить из практического опыта, сообразуясь с видом материала, транспорта и местными условиями (например, сроками навигации при водном транспорте) .

Величину  t2 определяют по нормам или путем хронометража с учетом наиболее рациональной организации процессов подготовки материалов. В ведомственных инструкциях, как правило, величина t2 принимается равной 1 дню.

Размер гарантийного запаса практически принимают в пределах до 25% от размеров текущего запаса. Величина гарантийного запаса зависит от вида транспорта, расстояний перевозки, других местных условий. На основании опыта запасы для строительных материалов, конструкций и деталей, доставляемых по железной дороге, принимают в пределах до полумесячной потребности в них. Гарантийный запас является минимальным при монтаже зданий непосредственно с транспортных средств, поскольку вероятность срыва графика производства работ при такой форме организации строительства чрезвычайно мала.

При доставке материалов, конструкций и деталей автомобильным транспортом запасы бывают значительно меньшими, чем при перевозке их по железной дороге. Можно ориентировочно принимать в этом случае нормы запаса: щебень, гравий и песок — 6—10 дней, цемент — 7—10, лесоматериалы—10—12, сталь сортовая, арматурная — 5—10 дней.