Классификация видов транспорта

  • Основные положения по выбору вида транспорта
  • Организация железнодорожного транспорта
  • Организация водного транспорта
  • Организация автомобильного транспорта
  • Особенностью транспорта как отрасли народного хозяйства является то, что он не создает самостоятельно материальных ценностей. Однако с транспорта начинается и транспортом завершается любой производственный процесс. «Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение»*.
    Выполнение строительно-монтажных работ всегда неразрывно связано с потреблением, а следовательно, и с перемещением значительного количества грузов. Транспорт является связующим звеном между строительными площадками и поставщиками материалов, конструкций, деталей, оборудования, и от его четкой работы во многом зависят результаты деятельности строительных организаций. Из практики известно, что для выполнения строительно-монтажных работ сметной стоимостью 1 млн. руб. общая потребность в материалах составляет в промышленном строительстве 120—150 тыс. т., в жилищном 50—60 тыс. т, при этом транспортные расходы превышают 14% стоимости строительно-монтажных работ.
    Для строительства ежесуточно погружается, разгружается и перевозится более 50 млн. т грузов. При перевозке строительных грузов удельный вес транспортных расходов в среднем составляет в стоимости песка 83%, щебня —73%, кирпича —57%, цемента — 51%.
    Все виды транспорта, применяемые на строительстве, подразделяются по характеру перевозок грузов на внешний и внутрипостроечный, а по направлению перемещения грузов — на вертикальный и горизонтальный.
    Вертикальный — служит для подъема строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования. К этому виду транспорта относятся краны, подъемники и др.
    Горизонтальный — предназначен для перемещения строительных материалов, конструкций, деталей, оборудования от мест добычи или изготовления к местам потребления. К нему относятся: рельсовый транспорт нормальной (широкой) колеи (1524 мм) и узкой колеи (600 и 750 мм); безрельсовый транспорт (автомобильный, тракторный); водный транспорт; специальные виды транспорта (канатные дороги и др.); воздушный транспорт; трубопроводный транспорт. В данной главе не рассматривается вертикальный транспорт, поскольку он изучается применительно к определенным технологическим процессам в курсе технологии строительного производства, а также последние три типа горизонтального транспорта.



    Для определения интенсивности работы транспорта существует понятие «грузовой поток». Он характеризуется интенсивностью перемещения грузов и, следовательно, исчисляется количеством грузов, перемещенных по некоторому участку транспортной сети в течение определенного промежутка времени (сутки, месяц, квартал, год).
    Все грузовые потоки на строительстве осуществляются с помощью внешнего или внутрипостроечного транспорта.
    К внешнему — относятся железнодорожный, автомобильный и водный транспорт, которым грузы перемещают из карьеров, со складов заводов-поставщиков или производственных предприятий а также от железнодорожных станций и причалов на склады строительных организаций или управлений производственно-технологической комплектации. В случае, когда доставку основных материалов осуществляют непосредственно к строящимся объектам, внешние грузопотоки оканчиваются на приобъектных складах. Доставка материалов непосредственно на приобъектные склады способствует более рациональному использованию транспортных средств. При этом снижается себестоимость перевозок за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, уменьшение количества перегрузок позволяет сохранить качество материалов и конструкций.
    Перевозки строительных грузов внешним транспортом осуществляют по одной из следующих схем: 1) перевозки железнодорожным транспортом, когда строительная площадка соединена подъездными путями с железной дорогой общего пользования; 2) перевозки автомобильным транспортом; 3) смешанные перевозки. Примером смешанных перевозок является перевозка грузов автотранспортом на сравнительно небольшие расстояния до железнодорожных станций или причалов с последующей перегрузкой грузов на железнодорожный или водный транспорт и снова с погрузкой грузов на автомобильный транспорт и доставкой грузов на склады строительных   организаций   от  железнодорожных станций или причалов. В практике могут встретиться и другие сочетания различных видов транспорта.
    К внутрипостроечному — относится, как правило, автомобильный транспорт, реже железнодорожный и тракторный. Внутрипостроечным транспортом осуществляют перевозки по территории строительства от центральных складов или складов управления производственно-технологической комплектации на участковые или приобъектные склады.

    * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. С. 170.


    Строительное производство