Планирование деятельности трестов и управлений механизации

Производственная программа трестов и управлений механизации складывается из объемов строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами в порядке субподряда с оплатой за выполненные объемы работ в пределах их сметной стоимости, из стоимости эксплуатации машин на строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других вспомогательных работах, выполняемых строительно-монтажными организациями путем выделения им машин с обслуживающим персоналом и оплатой за физические объемы работ или машино-смены по планово-расчетным ценам; из стоимости аренды машин без обслуживающего персонала с оплатой их эксплуатации по планово-расчетным ценам за количество машино-смен пребывания в аренде.

Планы работ трестов и управлений механизации должны увязываться с планами и графиками работ соответствующих строительных организаций и предусматривать выполнение обязательств по срокам производства работ и вводу в действие сооружаемых объектов.

Планирование работы трестов и управлений механизации ведется в денежном и физическом выражении на основании заявок строительных трестов. Заявки рассматриваются совместно с представителями строительных организаций и используются для составления графика работы машин. Этот график утверждается и служит основой для производства работ и оказания услуг строительным организациям трестами механизации в планируемый период.

Указанный порядок применяют лишь для таких крупных машин, как башенные краны, экскаваторы, бульдозеры. Прочие же машины (комплексоры, передвижные электростанции и т. п.) трест механизации выделяет по разовым заявкам строительных организаций.

Затраты на эксплуатацию строительных машин разделяются на три группы:
1) единовременные затраты (Зед), в которые входят затраты на доставку машины на площадку; на монтаж и демонтаж машины, возведение вспомогательных сооружений, необходимых для нормальной эксплуатации машины (исключение — подкрановые пути, которые учитывают отдельно);
2) годовые затраты (Згод), в которые входят затраты на амортизацию (включая отчисления на реновацию) и капитальный ремонт;
3) текущие эксплуатационные затраты (Зтэ), включающие: стоимость электроэнергии, топлива, обтирочных и смазочных материалов; зарплату машиниста; техническое обслуживание и текущий ремонт; ремонт и замену сменной оснастки.

Себестоимость 1 маш-ч (Смч) определяется по формуле:
Смч= Зед/ Точ + Згод/ Тгч  + Зтэ
где Точ — время работы машины на объекте, ч; Тгч — время работы машины в году, ч.

Снижение фактической себестоимости может быть достигнуто: по единовременным затратам — сокращением числа перебазировок машины в течение года; уменьшением затрат на монтаж и демонтаж машин за счет переброски кранов на близлежащие объекты без демонтажа;
по годовым затратам — снижением затрат на ремонт за счет правильной эксплуатации машин; увеличением числа часов работы машин в году;
по текущим — рациональным   расходованием   топлива и т. п.