Тресты механизации

Тресты и управления (УМ) механизации являются наиболее совершенной и повсеместно распространенной формой организации парка строительных машин. Они входят как самостоятельные единицы в структуру главных территориальных или специализированных управлений. Каждый трест механизации обслуживает несколько строительных трестов, работающих в данном районе.

Тресты и управления механизации являются специализированными хозрасчетными подрядными строительными организациями, в которых должны концентрироваться землеройные, подъемно-транспортные, дорожно-строительные машины, компрессоры, передвижные электростанции и другие машины, а также механизированный инструмент и другие средства малой механизации.

Основные функции трестов и управлений механизации:
выполнение строительно-монтажных работ механизированным способом, включая работы с применением строительных машин совместно с генеральным подрядчиком (монтажные, бетонные и другие работы);
пополнение и улучшение возрастной и качественной структуры парка машин, оборудования и механизированного инструмента, совершенствование управления парком машин; увеличение сменности работы машин и улучшение внутрисменного использования;
поддержание машин в работоспособном состоянии за счет мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации в соответствии с установленной системой планово-предупредительного ремонта (ППР);
подготовка и повышение квалификации машинистов, а также рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом машин.

Тресты механизации можно классифицировать по следующим признакам: 1) организационной структуре и специализации производственных подразделений; 2) объему выполняемых работ и зоне действия.

Структура трестов механизации устанавливается в зависимости от конкретных условий строительства и характера работ, степени их сосредоточенности и т. д.

По первому признаку тресты механизации можно подразделить на специализированные — по эксплуатации и ремонту однотипных машин (землеройные машины, башенные краны и т. д.) и смешанные, эксплуатирующие разнотипный парк строительных машин.

По зоне действия тресты механизации можно подразделить на действующие: в узлах сосредоточенного строительства (с радиусом действия обычно до 100 км) и в пределах области, республики.

В состав трестов механизации входят управления механизации, представляющие собой хозрасчетные организации с законченным балансом.


Управления механизации в свою очередь могут быть специализированными — по эксплуатации однотипных машин, по назначению и типу базы (башенных кранов, автокранов и т. д.) — и смешанными, эксплуатирующими разнотипный парк машин.

Основой организационной структуры трестов и управлений механизации является принцип узкой специализации — создание специализированных управлений механизации в трестах и специализированных участков в управлениях механизации с приданными участками технического обслуживания, ремонта и ремонтно-механическими мастерскими. Такая структура обеспечивает высокую выработку машин и механизмов, их техническую готовность и позволяет снизить затраты на содержание и эксплуатацию машин.

Формы организации эксплуатации парка машин могут при сохранении общих принципов несколько изменяться в зависимости от реальных местных условий строительства, в том числе от территориального расположения объектов строительства. Так, при значительном рассредоточении строительства на территории экономического района, если объем работ для специализированных управлений механизации недостаточен, целесообразно создавать смешанные управления механизации, в которых имеются землеройные машины, краны и др.

В каждом управлении механизации, как правило, создается база механизации, предназначенная для текущих, аварийных ремонтов и технического обслуживания, включающая стоянку, оборудованную подогревом, и станцию по заправке машин горюче-смазочными материалами.

В состав управления механизации входят прорабские участки с узкой специализацией по видам работ или типам машин. Общим для всех управлений механизации является наличие участков планово-предупредительного ремонта, объединяющих службу ремонта машин непосредственно на строительном объекте и в ремонтно-механических мастерских.

Прорабские участки в управлениях механизации создаются либо для выполнения определенного вида работ (монтаж, демонтаж, перевозка башенных кранов, устройство и разборка подкрановых путей), либо для эксплуатации машин одного (башенного) крана, экскаватора) реже двух-трех видов (например, передвижные электростанции и компрессоры).

Тресты и управления механизации имеют возможность наиболее рационально планировать и использовать строительные машины в соответствии с потребностями обслуживаемых строительных организаций.

Состав парка и количество машин, необходимых для выполнения установленной программы строительно-монтажных работ, можно определить по нормам потребности в строительных машинах на 1 млн. строительно-монтажных работ. Когда имеются объемы работ, то состав парка и необходимое количество машин определяются на основании объемов работ, принятых способов механизации в проекте производства работ и эксплуатационной производительности машин.

Среднесписочное количество машин в штуках, требующихся на соответствующий календарный период для выполнения заданного объема работ, определяется по формуле
М =   [QобщУ]/[100·ПчКвТ]    , (13.1)
где Qобщ — объем работ данного вида в физических измерителях, м3, т; У — доля работ, выполняемых машинами принятого вида в общем объеме работ, %; Пч — часовая производительность одной машины в физических измерителях объемов работ; Кв — коэффициент использования внутрисменного времени; Т—рабочее время одной машины за соответствующий период, ч.

Учет работы строительных машин включает: объем выполненных работ и продолжительность рабочего времени; техническое обслуживание и ремонт, его трудоемкость и стоимость; неисправности и отказы при эксплуатации; замены частей машины и внесение конструктивных изменений в период эксплуатации и ремонта; расход топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов и запасных частей.

Учет ведется по сменным рапортам машинистов, на основании которых ежемесячно подводятся итоги работы машины. В конце года суммарные данные заносятся в паспорт, которым снабжается каждая машина. По паспорту производят контроль за использованием машины, ее техническим состоянием, проведением профилактических ремонтов. Автоматизированный учет осуществляется датчиками, которые ведут дистанционную передачу данных о работе машины. Учет может вестись по времени работы машины или по количеству циклов работы.