Материалы для изготовления и ремонта элементов каркасов

Качество и марки стали, из которой изготовляют элементы каркасов, а также типы и марки электродов, сварочной проволоки, флюсов, защитных газов и метизов, применяемых при изготовлении и ремонте каркасов, должны соответствовать указаниям проекта, удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и технических условий и удостоверяться сертификатами или паспортами заводов-поставщиков. На мотках или катушках сварочной проволоки должны быть заводские бирки, а на упаковке электродов — заводские ярлыки. Замена марок стали, типов электродов и других материалов должна быть согласована с организацией, разработавшей проект.

Применение стали, электродов, сварочной проволоки, флюсов и метизов, не имеющих сертификатов или паспортов, разрешается только после проведения в необходимом объеме установленных лабораторных исследований и выявления их качества, марок и соответствия проекту, действующим стандартам и техническим условиям. Электроды и флюсы перед употреблением просушивают до нормальной влажности в соответствии с техническими условиями на эти материалы и указаниями заводов-поставщиков, сварочную проволоку очищают от ржавчины и загрязнений.

Всю сталь, предназначенную для изготовления и ремонта каркасов, сортируют, складывают по профилям, маркам и плавкам, маркируют и перед подачей в производство очищают и выправляют. Для хранения сталь укладывают в устойчивые штабеля высотой не более 1,5 м на подкладки; соприкосновение с грунтом или полом не допускается. По высоте штабеля устанавливают прокладки на одной вертикали с подкладками, чтобы не могли образоваться прогибы и волнистости. Между штабелями оставляют проходы, а также разрывы для производства такелажных и транспортных работ. Для каркасных и других металлоконструкций обычно применяют марки стали, приведенные в табл. 11.

Предельные значения стрелы прогиба листового металла (рис. 135, а) приведены в табл. 12, стрелы волнистости (рис. 135, б) — в табл. 13, спиральности профильного металла (рис. 136) — в табл. 14. Местные волны (вмятины) листового металла и прогиб профильного металла не должны превышать 1 мм на 1 м длины, но быть не более 5 мм для волны и 10 мм для прогиба на всю длину. Смалковка и размалковка угловой стали (отклонение угла между полками от прямого), определяемые по зазору между одной из полок и слесарным угольником, приложенным к другой полке, допускаются не более 1% ширины полки. Металл, имеющий трещины и раковины, запрещается использовать для изготовления и ремонта элементов каркаса. Листовой и профильный металл, загрязненный маслом, грязью, окалиной, очищают пневматической стальной реверсивной щеткой, электрошлифовальными (зачистными) или пневмошлифовальными машинами.


Рис. 135. Деформация листового металла:
а — прогиб, б — волнистость; h — стрела волнистости (прогиба), b — длина волны, δ — толщина листа


Рис. 136. Спиральность профильного металла:
1 — отвес, 2 — двутавр; а — величина спиральности; h — высота сечения

Волнистость листового металла, превышающую предельные значения, устраняют в холодном состоянии, пропуская лист до 5 раз на пяти-, семи- или девятивалковых вальцах. Если нет таких вальцов, листовой металл правят вручную или на правильной плите молотком или кувалдой, вытягивая его по двум взаимно противоположным сторонам волны.

Прогиб профильного металла, превышающий предельное значение, устраняют на правильных вальцах или прессах. Вальцы оборудуют валками с ручьями, соответствующими профилю выправляемого металла. Если нет правильных вальцов и прессов, правку производят винтовыми прессами или бугелями и лишь в отдельных случаях на плите гладилкой и кувалдой.

Спиральность профильного металла устраняют кручением, используя приспособления (вилки), которыми поворачивают конец профиля в сторону, обратную искривлению. При значительном искривлении и большом размере профиля нагревают деформированное место до 800—900° С, а при толщине металла свыше 40 мм — до 1000—1100° С. Чтобы избежать ухудшения структуры металла и появления трещин, правку прекращают при его остывании до 780° С.

Правку профильного металла, применяемого для неответственных конструкций, и листового метала с саблевидным изгибом можно производить наложением ложных сварных швов на растянутой стороне, которые при затвердевании дают усадку и сжимают удлиненные слои металла. Такая правка стали для ответственных конструкций не разрешается. На поверхности стали после правки не должно быть вмятин, забоин и других повреждений.

При изготовлении и ремонте элементов каркасов применяют различные способы резки металла — газовую и дуговую резку, резку на ножницах и ножовками.

Кромки деталей после резки на ножницах не должны иметь заусенцев и завалов, превышающих 1 мм, а также трещин. Предельные отклонения от линии разметки при резке ножницами и ножовками допускаются до ±1,5 мм, а при газовой резке до ±3 мм.

Кромки деталей после газовой и дуговой резки очищают от грата, шлака, брызг и наплывов металла, они не должны иметь неровностей и шероховатостей, превышающих 1 мм. Зачистку ведут абразивными кругами при помощи пневматических или электрических шлифовальных машин или на кромкострогальных (кромкофрезерных) станках. При обработке кромок под сварку снимают стружку: после резки ножницами при толщине листа 16 мм — не менее 2 мм, при толщине свыше 16 мм — не менее 3 мм, после газовой резки — не менее 4 мм.